Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Козлова А.М., Скипальской Л.И.,
при секретаре Овчинниковой О.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 августа 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кулагина Т.П., действующая в интересах несовершеннолетнего сына К.Д.В., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указала, что она воспитывает ребёнка-инвалида К.Д.В. "дата" года рождения, является матерью-одиночкой. "дата" ребёнку был поставлен основной диагноз - "данные изъяты" в ГУЗ "Детская республиканская клиническая больница "N"". Впервые инвалидность К.Д.В. была установлена в "дата". Инвалидность установлена до "дата" по категории "ребенок-инвалид", что подтверждается справкой МСЭ "N", выданной ФКУ " "данные изъяты"" от "дата" Её сын нуждается в улучшении жилищных условий, так как является ребёнком-инвалидом, своего жилья они не имеют, а ребёнок в связи со спецификой заболевания нуждается в определённых спортивных тренажёрах и специфическом уходе. Она и сын зарегистрированы в квартире её отца К.П.В., расположенной по "адрес". В квартире проживают также её мать, отец, брат, сестра и племянница. В "дата" она обратилась с соответствующими документами в Администрацию городского округа Саранск о принятии её семьи в составе двух человек на учёт, как нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. "дата" был получен ответ о том, что её семья в составе из "данные изъяты" человек включена в список граждан как нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. "дата" ею было подано заявление в жилищное управление Администрации о принятии её семьи для участия в подпрограмме " "данные изъяты"" федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на "дата". Постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" её семья была признана участником данной подпрограммы. Постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" её семья была признана малоимущей в целях постановки на учёт и предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма. Так как её ребёнок состоит на учёте в ГБУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"", в Администрацию городского округа Саранск была представлена справка из данного учреждения с указанием заболевания, входящего в состав заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" "N", и заявление о выделении внеочередного жилья. Письмом "N" от "дата" в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием оснований для выделения помещений по договору социального найма из муниципального жилого фонда и их даже не включили в список семей, получающих жильё во внеочередном порядке. К.Д.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение, которое должно быть предоставлено по месту жительства в черте г. Саранска, во внеочередном порядке по договору социального найма с учётом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь. Решением Саранского городского Совета депутатов от "дата" "N" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего человека составляет 33 кв. м общей площади жилого помещения. С учётом полагающейся К.Д.В. дополнительной площади (10 кв. м) общая площадь предоставляемого ему жилого помещения не должна быть менее 43 кв. м.
Просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск выделить её ребёнку К.Д.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее 43 кв. м в черте г. Саранска (л.д. 1-7, 105-112).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2016 г. исковые требования Кулагиной Т. П., действующей в интересах несовершеннолетнего сына К.Д.В., удовлетворены частично.
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить К.Д.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты" в черте г. Саранска.
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск К. считает решение суда незаконным, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме. Указывает на то, что: решение суда вынесено с нарушением норм материального права; Администрации городского округа Саранск не были делегированы полномочиями по предоставлению жилья инвалидам и лицам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне; "дата" Администрацией в Правительство Республики Мордовия направлено ходатайство о предоставлении семье Кулагиной Т.П. социальной выплаты на приобретение жилья; суд ошибочно полагает, что К.Д.В. должен обеспечиваться жилым помещением из муниципального жилищного фонда, то есть за счёт средств местного бюджета; К.Д.В. подлежит обеспечению жилым помещением за счёт средств республиканского бюджета посредством предоставления ему социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу Кулагина Т.И. просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск К.М.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Кулагина Т.П. относительно апелляционной жалобы возразила.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждённом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждённым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учёт.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утверждённым Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учётом его права на дополнительную жилую площадь.
Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Саранского городского Совета депутатов N 162 от 12 октября 2005г. "Об утверждении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске" установлена норма предоставления площади помещения по договору социального найма в размере 33 кв. м общей площади помещения на одиноко проживающего человека.
В силу части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" семья Кулагиной Т.П. признана малоимущей в целях постановки на учёт и предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от "дата" "N" Кулагина Т.П. с составом семьи из двух человек принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 22, 47).
Согласно справке серии "данные изъяты" "N" К.Д.В. "дата" года рождения, установлена инвалидность повторно "дата", инвалидность установлена на срок до "дата" по категории "ребенок-инвалид" (л.д. 15).
Из справки ГБУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"" от "дата" "N" следует, что в соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 г. и пунктом 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённых Постановлением Правительства N 378 от 16 июня 2006 г., К.Д.В., как инвалид, страдающий хроническим тяжёлым "данные изъяты" расстройством ( "данные изъяты"), требующим обязательного диспансерного наблюдения, подходит под перечень заболеваний, утверждённых вышеуказанными нормативными актами (л.д. 127).
Согласно выписке из домовой книги от "дата" в квартире по "адрес" зарегистрированы: глава семьи К.П.В. "дата" года рождения, с "дата"; жена К.Л.А. "дата" года рождения, с "дата"; дочь К.О.П. "дата" года рождения, с "дата"; дочь Кулагина Т. П. "дата" года рождения, с "дата"; сын К.В.П. "дата" года рождения, с "дата"; внук К.Д.В. "дата" года рождения, с "дата"; внучка К.Д.Д. "дата" года рождения, с "дата" (л.д.21).
"дата" Кулагина Т.П. представила в Администрацию городского округа Саранск справку ГБУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"" от "дата" "дата" Кулагина Т.П. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке (л.д. 23, 83).
Письмом Администрации городского округа Саранск от "дата" Кулагиной Т.П. сообщено, что согласно статьям 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия на учёт. В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. N 7 Администрация городского округа Саранск подготовила и направила в Правительство Республики Мордовия ходатайство о предоставлении семье Кулагиной Т.П. из республиканского бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. Предоставить в настоящее время жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется оснований (л.д. 30-31).
Разрешая заявленные требования с учётом приведённых норм права, суд первой инстанции, установив наличие у К.Д.В. права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма с учётом права ребёнка-инвалида на дополнительную жилую площадь, а также с учётом имеющейся у него в собственности площади ( "данные изъяты"), обоснованно пришёл к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить К.Д.В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты" в черте г. Саранска.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрации городского округа Саранск не были делегированы полномочия по предоставлению жилья инвалидам и лицам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, отклоняется.
На органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи. Кроме того, отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещения не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов и защиты жилищных прав граждан.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и вынес решение, отвечающее нормам материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.