Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Елиной Т.А.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 02 августа 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Катиковой Ф.Ф. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Катикова Ф.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением возраста.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 02 марта 2016 г. ей отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года ввиду того, что не подтвержден факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. и с 01 июля 1986 г. по 02 февраля 2007 г. Считала решение незаконным, поскольку в спорные периоды она проживала в р.п. Ялга, который относится к территории радиоактивного загрязнения.
Просила суд признать решение Пенсионного фонда "N" от 02 марта 2016 г. незаконным и отменить; обязать ответчика назначить ей пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с момента обращения.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2016 г. исковые требования Катиковой Ф.Ф. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Катикова Ф.Ф. считала решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы указала, что она с 22 апреля 1985 г. по 02 февраля 2007 г. постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: "адрес", р.п. Ялга, "адрес", что подтверждается представленными в дело письменными доказательствами и показаниями свидетелей. Суд сделал однозначный вывод об отсутствии доказательств о ее постоянном (непрерывном) проживании в оспариваемый период в р.п. Ялга и не учел ее регистрацию по месту жительства. Вывод суда о проживании ее несовершеннолетних детей в с. Лямбирь не должен был быть положен в основу решения суда, поскольку дети зарегистрированы по месту жительства их отца К.Р.К. в соответствии с Законом "Об актах гражданского состояния". Не может быть положен в основу решения суда и акт обследования от 01 марта 2016 г. ввиду содержащихся в нем противоречий. Не согласившись с выводами суда, просила принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.
Начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сурков Н.А. представил возражения, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Катиковой Ф.Ф. без удовлетворения.
В уточнениях к апелляционной жалобе, поступивших в Верховный Суд Республики Мордовия, представитель Катиковой Ф.Ф. Макарова Ф.Ю. указала, что документы, имеющиеся в деле, и свидетельские показания опровергают выводы суда о том, что истцом не доказан факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Просила отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В судебное заседание истец Катикова Ф.Ф., адвокат истца Мусатова З.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя истца Макаровой Ф.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Тарасовой О.М. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда соответствует указанным требованиям.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Из материалов дела следует, что 03 февраля 2016 г. Катикова Ф.Ф. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 02 марта 2016 г. истцу отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года, поскольку из представленных документов установить факт проживания Катиковой Ф.Ф. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. и с 01 июля 1986 г. по 02 февраля 2007 г. не представляется возможным.
Согласно справкам "N" от 14 августа 2014 г. и "N" от 07 апреля 2016 г., выданным Администрацией городского округа Саранск Республики Мордовия, справке от 08 апреля 2016 г., выданной ООО "Саранский информационный центр", Катикова Ф.Ф. в период с 22 апреля 1985 г. по 02 февраля 2007 г. была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес", р.п. Ялга, "адрес", в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основание выдачи: похозяйственная книга N 1 р.п.Ялга.
Согласно извлечений из похозяйственной книги по адресу: р.п.Ялга, "адрес" Катикова Ф.Ф. (до замужества А.) была зарегистрирована 22 апреля 1985 г., снята с регистрационного учета 02 февраля 2007 г. Из данного документа усматривается, что дом "N" по "адрес" в р.п. Ялга приобретен Катиковой Ф.Ф. на основании договора купли-продажи от 06 апреля 1985 г.
Из справки "N" от 12 мая 2016 г., выданной администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия следует, что в похозяйственной книге за 1986-2001 гг. по адресу: "адрес", с. Лямбирь, "адрес" значилась Катикова Ф.Ф., даты вписания нет по 2001 год. (Зачеркнута - дата отсутствует). Имеется запись - не прописана.
В справке "N" от 12 мая 2016 г., выданной администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, указано, что в похозяйственных книгах за 2002-2006 гг. по адресу: "адрес", с. Лямбирь, "адрес" Катикова Ф.Ф. не значилась.
Согласно справке "N" от 11 мая 2016 г. и выписке из домовой книги от 13 мая 2016 г. Катикова Ф.Ф. зарегистрирована по адресу: "адрес", с. Лямбирь, "адрес" с 06 марта 2007 г.
Суд, отказывая Катиковой Ф.Ф. в удовлетворении исковых требований, сослался на похозяйственные книги с места регистрации мужа истца К.Р.К. - с.Лямбирь, "адрес" за 1986-1990 гг. и 1991-1995 гг., в которых Катикова Ф.Ф. значится в качестве снохи. Место работы - Лямбирская ЦРБ, Саранский учебный авиационный центр; а также на акт обследования 01 марта 2016 г., в котором отражены сведения о проживании истца в период с 1988 год по 1995 год в с. Лямбирь (чистая зона).
Кроме того, суд указал на регистрацию несовершеннолетних детей Катиковой Ф.Ф. - К.М.Р., "дата" года рождения, К.Р.Р., "дата" года рождения, и К.Р.Р.., "дата" года рождения, с момента рождения и проживания их в с.Лямбирь.
Актом обследования, проведенного Территориальным Пенсионным фондом 01 марта 2016 г., установлено, что имеются сведения о проживании истица в период с 1988 года по 1995 год в с.Лямбирь (чистая зона).
Оценивая показания свидетелей С.Т.А., Ш.Т.П., Л.Г.И., Б.О.М., Б.А.Б., подтвердивших факт постоянного (непрерывного) проживания истца Катиковой Ф.Ф. с 1988 года по 2007 год в зоне с льготным социально-экономичнеским статусом, суд отнесся к ним критически и посчитал невозможным положить их в основу решения в связи с тем, что документально данный факт не подтвержден.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, обоснованными и законными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 01 января 2015 г.).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N1244-1 от 15 мая 1991 г.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым поселок Ялга Республики Мордовия расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с пунктом 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014г. N958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Только лишь регистрация по месту жительства, как административный акт, не может является достаточным доказательством факта постоянного (непрерывного) проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Свидетельскими показаниями и документально в полной мере не подтверждено то обстоятельство, что Катикова Ф.Ф., ведя хозяйство, работая, занимаясь и воспитывая детей в с. Лямбирь, постоянно (ежедневно) возвращалась в р.п. Ялга, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца и ее представителя об обратном отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Кроме того, из похозяйственных книг с.Лямбирь "адрес" за период с 1986-1990 годы, 1991-1995годы следует, что в них имеются записи на добровольной основе о проживании снохи Катиковой Ф.Ф. в период ее работы в Лямбирской ЦРБ, Саранском учебном авиационном центре, который расположен в с. Лямбирь.
Исходя из представленных доказательств и основываясь на нормах закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не доказан факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 22 апреля 1988 г. по 02 февраля 2007 г. в р.п. Ялга г. Саранска Республики Мордовия.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и их не опровергают.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 18 мая 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Катиковой Ф.Ф. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи И.В.Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.