Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ериной Н.П., Середы Л.И.,
при секретаре Яшкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Денисова Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения от 18 января 2016 г. N 363283/15 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, зачете в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В обоснование своих требований указала, что 28 декабря 2015 г.
она обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением начальника пенсионного фонда "N"от 18 января 2016 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, имеется 13 лет 04 месяца.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы:
с 01 февраля 1984 г. по 08 октября 1989 г. (5 лет 8 месяцев 7 дней) в должности мед. сестры МВД в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД", с 09 октября 1989 г. по 14 февраля 1993 г. (3 года 4 месяца 5 дней) в должности мед. регистратора ОВВК МВД в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 15 февраля 1993 г. по 04 октября 1995 г. (2 года 7 месяцев 19 дней) в должности мед. сестры поликлиники медицинского подотдела МВД в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 05 октября 1995 г. по 31 октября 1999 г. (4 года 00 месяцев 26 дней) (в том числе курсы со 02 октября 1997 г. по 29 октября 1997 г.), поскольку наименование учреждений не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781;
с 26 октября 2001 г. по 03 ноября 2002 г. (1 год 1 месяц 4 дня), с 14 ноября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (2 года 1 месяц 17 дней), со 02 января 2005 г. по 31 января 2006 г. (1 год 00 месяцев 29 дней) в должности медсестры кабинета функциональной диагностики в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", поскольку наименование учреждений не предусмотрено списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781;
с 24 октября 2001 г. по 25 октября 2001 г. (1 день) отпуск без сохранения заработной платы.
С решением пенсионного органа не согласна, считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.
Просила с учетом последних уточнений признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 18 января 2016 г. N 363283/155 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды работы: с 01 февраля 1984 г. по 08 октября 1989 г. в должности мед.сестры МВД в ГУЗ
"Больница с поликлиникой при МВД", с 15 февраля 1993 г. по 04 октября 1995 г. в должности мед.сестры поликлиники медицинского подотдела МВД в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", с 05 октября 1995 г. по 31 октября 1999 г. (в том числе курсы со 02 октября 1997 г. по 29 октября 1997 г.), с 26 октября 2001 г. по 13 ноября 2002 г., с 14 ноября 2002 г. по 31 декабря 2004 г., со 02 января 2005 г. по 31 января 2006 г. в должности
мед.сестры кабинета функциональной диагностики в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ". Обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря
г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 03 января 2016 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2016 г. исковые требования Денисовой Т.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным, подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы, поскольку наименование учреждений, в которых работал истец не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Списки должностей и учреждений составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, и расширенному толкованию не подлежат. Больницы с поликлиникой и медицинские подотделы не предусмотрены вышеназванными Списками. Ссылаясь на Положения о медицинском подотделе МВД Мордовской ССР 18 апреля 1991 г. указывает, что основными задачами подотдела были организационно-обеспечительные мероприятия, направленные лишь на организацию охраны здоровья, то есть лечебная деятельность не осуществлялась. Кроме того, выражает несогласие с заключением государственной экспертизы условий труда, поскольку отсутствуют документы, на основании которых можно однозначно придти к выводу о характере работы истца в оспариваемые периоды работы. Заключение эксперта не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Денисова Т.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чигерева К.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании истец Денисова Т.П. с апелляционной жалобой не согласилась.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 28 декабря 2015 г. Денисова Т.П. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 18 января 2016 г. Денисовой Т.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа, имеется 13 лет 4 месяца.
В специальный стаж не включены периоды работы (кроме прочих периодов, которые не оспаривает):
с 01 февраля 1984 г. по 08 октября 1989 г. в должности мед. сестры мед. отдела МВД в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ",
с 15 февраля 1993 г. по 04 октября 1995 г. в должности мед. сестры поликлиники медицинского подотдела МВД в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ",
с 05 октября 1995 г. по 31 октября 1999 г. (в том числе курсы со 02 октября 1997 г. по 29 октября 1997 г.), поскольку наименование учреждений не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Списком должностей, утвержденных постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781;
с 26 октября 2001 г. по 13 ноября 2002 г., с 14 ноября 2002 г. по 31 декабря 2004 г., со 02 января 2005 г. по 31 января 2006 г. в должности медсестры кабинета функциональней диагностики в ГУЗ "Больница с поликлиникой при МВД РМ", поскольку наименование упреждений не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа в оспариваемой части незаконным.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года по нормам ранее действовавшего законодательства.
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01 октября 1993 г. в соответствии Перечнем учреждений, организаций и должностей и Положением, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 (далее - постановление N 464), периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а с 14 ноября 2002 г. - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 1 постановления N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, действующим до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрено, что соответствующим правом обладают лица, осуществлявшие свою деятельность в должности медицинской сестры, в том числе, больниц, поликлиник и госпиталей всех наименований (пункты 1, 6, 9).
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в соответствующем списке. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьями 12-14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Из трудовой книжки, выданной на имя Денисовой Т.П., следует, что она
с 01 февраля 1984 г. по 08 октября 1989 г. работала в качестве медицинской сестры мед.отдела МВД, в период с 09 октября 1989 г. по 14 февраля 1993 г. в качестве медицинского регистратора ОВВК МВД, в период с 15 февраля 1993 г. по 12 июня 1996 г. в качестве медицинской сестры поликлиники медицинского подотдела МВД, в период с 13 июня 1996 г. по 31 января 2006 г. в качестве медицинской сестры кабинета функциональной диагностики больницы с поликлиникой при МВД.
Аналогичные сведения содержатся в справке "N" от 21 декабря 2015 г., выданной Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Мордовия".
Как следует из материалов дела, в приказах "N" л/с от 24 ноября 1986 г., "N" л/с от 15 мая 1986 г. Денисова Т.П. Т.П. значится "медицинской сестрой" больницы с поликлиникой МВД, в приказе "N" от 30 сентября 1997 г. "медсестрой" поликлиники.
Согласно справке от 18 января 2016 г. Денисова Т.П. с 15 февраля 1993 г., занимая должность "медицинской сестры поликлиники" медицин
ского подотдела МВД Мордовской ССР, в соответствии со своими должностными обязанностями, осуществляла медицинское обслуживание личного состава МВД Мордовской ССР. Поликлиника относится к лечебным учреждениям, где оказывается первичная медико-санитарная помощь.
Из справки "N" от 28 января 2016 г. следует, что Денисова Т.П., действительно, осуществляет трудовую деятельность по штатной должности
"медицинской сестры" кабинета функциональной диагностики поликлиники ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Мордовия" с 01 февраля 1984 г. по настоящее время.
Как следует из должностных инструкций медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Мордовия" за 2013 и 2015 годы, основной задачей Денисовой Т.П. является выполнение диагностических назначений врача функциональной диагностики в поликлинике и помощь ему в организации специализированной помощи.
Согласно заключению "N" от 22 апреля 2016 г. Государственной экспертизы условий труда Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости, условия труда Денисовой Т.П. в периоды ее работы с 01 февраля 1984 г. по 08 октября 1989 г. (5 лет 8 месяцев 7 дней) в должности медицинской сестры медотдела МВД, с 09 октября 1989 г. по 14 февраля 1993 г. (3 года 4 месяца 5 дней) в должности медицинского регистратора ОВВК МВД, с 15 февраля 1993 г. по 04 октября 1995 г. (2 года 7 месяцев 19 дней) в должности медицинской сестры поликлиники медицинского подотдела МВД, с 05 октября 1995 г. по 31 октября 1999 г. (4 года 00 месяцев 26 дней) (в том числе курсы с 02 октября 1997 г. по 29 октября 1997 г.), с 26 октября 2001 г. по 13 ноября 2002 г. (1 год 1 месяц 4 дня), с 14 ноября 2002 г. по 31 декабря 2004 г.(2 года 1 месяц 17 дней), с 02 января 2005 г. по 31января 2006 г, (1 год 00 месяцев 29 дней) в должности медсестры кабинета функциональной диагностики Больницы с поликлиникой при МВД РМ" (за исключением отпуска без сохранения заработной платы (1 день) с 24 октября 2001 г. по 25 октября 2001 г.), относятся к особым условиям труда. Характер и условия выполняемой Денисовой Т.П. работы в указанные периоды в указанных учреждениях соответствовали характеру и условиям работы, занятость в которых дает право на льготную пенсию в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судом первой инстанции установлено, что учреждение, в котором работала истица в спорные периоды Больница с поликлиникой при МВД Республики Мордовия, является подразделением медицинского отдела МВД Республики Мордовия и его деятельность направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению сотрудников и работников органов внутренних дел, пенсионеров МВД, членов их семей и т.д.
С 1979 года данное учреждение имело название "Медицинский отдел МВД Республики Мордовия", с 1995 года - ГУЗ "Больница с поликлиникой медотдела МВД Республики Мордовия", затем "Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия" и "Медико - санитарная часть МВД Республики Мордовия", что подтверждается имеющимися в материалах дела документальными доказательствами.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в спорные периоды Денисова Т.П. осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Выводы суда подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, в том числе показаниями свидетелей Г.В.И. и К.В.М.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что по смыслу вышеприведенных правовых норм спорные периоды до 01 ноября 1999 года подлежат включению в трудовой стаж истицы независимо от наименования лечебно - профилактического учреждения всех форм собственности, а в спорные периоды, имевшие место после названной даты, трудовая деятельность истца протекала в больнице с поликлиникой при МВД, что соответствует наименованиям учреждений, содержащихся в соответствующем Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "Больницы всех наименований" (пункт 1)), соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения, и установленных обстоятельствах дела.
При этом судебная коллегия учитывает, что организация, в которой Денисова Т.П. осуществляла свою трудовую деятельность в спорные периоды, согласно ее уставу является государственным учреждением здравоохранения, деятельность которого связана с оказанием плановой и экстренной амбулаторной и стационарной, консультативной, лечебно-диагностической помощи больным.
Оснований полагать, что перечень приведенных в Списке наименований учреждений является закрытым, не имеется, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, которого придерживается ответчик, нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами, равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие вне вошедших в Список, но непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что работа в указанных выше должностях связана с лечебной деятельностью, предусматривает как непосредственное оказание медицинской помощи, так и лечения, суд обоснованно отклонил довод ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что учреждения, в которых работала Денисова Т.П. в оспариваемый период времени, не включены в утвержденный Постановлением Правительства Список, поскольку вид деятельности, учитываемый при назначении льготной пенсии, не зависит от организационно-правовой формы учреждения.
С учетом включенных судом оспариваемых периодов работы суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые периоды подлежат включению Денисовой Т.П. в специальный стаж, а поэтому обоснованно обязал пенсионный орган зачесть ей данные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения., и назначить ей пенсию с 03 января 2016 г.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Списки должностей и учреждений составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, что исключает их расширительное толкование, подлежат отклонению и не влекут отмену решения суда.
Суд обоснованно принял приведенное выше заключение государственной экспертизы условий труда Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения "N" от 22 апреля 2016 г., как достоверное, обоснованное, соответствующее иным материалам дела, объективно отражающим фактические условия труда истца.
В связи с чем, несогласие ответчика с заключением государственной экспертизы условий труда не влечет отмену правильно постановленного судебного акта.
Доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истице в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи Н.П. Ерина
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.