Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Пужаева В.А.
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.
с участием секретаря Овчинниковой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Тутаева С.А. на решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Пужаева В.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Исайкина М.И. обратилась в суд с иском к Тутаеву С.А. о признании недействительными сведений о границах земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
В обоснование требований указала на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "N", общей площадью 4400 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". При проведении кадастровых работ выявилось, что границы смежного земельного участка с кадастровым номером "N", принадлежащим на праве собственности Тутаеву С.А., установлены ошибочно и пересекают границы земельного участка с кадастровым номером "N" примерно на 2,6 м в районе точки н1, на 2,3 м в районе точки н2, на 1,8 м в районе точки н3. Фактическая площадь принадлежащего ей земельного участка соответствует сведениям Государственного кадастра недвижимости (далее ГКН).
С учетом уточнения исковых требований в окончательном виде просила суд признать недействительными и исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Тутаеву С.А., содержащиеся в ГКН; установить границы земельного участка с кадастровым номером "N", площадью 4400 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по следующим координатам: "данные изъяты"; установить границы земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес" по следующим координатам: "данные изъяты".
Решением Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2016 г. исковые требования Исайкиной М.И. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Тутаев С.А. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что межевание его земельного участка проведено 09 сентября 2009 г., акт межевания подписан Исайкиной М.И. и до настоящего времени не оспорен; нарушение прав истца с его стороны не установлено.
В судебное заседание истец Исайкина М.И., ответчик Тутаев С.А., его представитель адвокат Казаков А.А., представители ООО "Геоком", администрации Семилейского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия (в письменном заявлении от 22 июля 2016 г. директор филиала Пыков А.М. просил рассмотреть дело без их участия), третьи лица Дурнов И.И., Бабочкина Н.И. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, об отложении разбирательства по делу суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя Тутаева С.А. - адвоката Старикова И.И., представителя Исайкиной М.И. - Цулина Р.С., рассмотрев в интересах законности гражданское дело в полном объеме, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.2 ГПК РФ приходит к нижеследующему.
Из материалов дела усматривается, что Исайкиной М.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "N" площадью 4400 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", при этом границы указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Собственником смежного земельного участка общей площадью 9983 кв.м с кадастровым номером "N" по адресу: "адрес", внесенного в ГКН 15 октября 1992 г., является Тутаев С.А. Границы земельного участка Тутаева С.А. были установлены и внесены в государственный кадастр недвижимости в результате межевания, проведенного кадастровым инженером ООО "Геоком" 09 сентября 2009 г.
Из заключения экспертов "данные изъяты" "N" от 30 октября 2015 г. следует, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером "N", не соответствуют сведениям о границах, содержащихся в ГКН, а именно: отступ границ земельного участка по фактическому пользованию от данных зафиксированных в государственном кадастре недвижимости по южной границе (смежной) от 1,74 м в точке 9 до 2,47 м в точке 6 и 2,2 м в точке 4 (схема N1 на л.д. 145). Причиной несоответствия фактических границ земельного участка с кадастровым номером "N", сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кроме прочего, является наличие забора из сетки-рабицы на металлических стойках с прогонами по точкам 4-5-6-7-8-9, не в соответствии с границами, отраженными в государственном кадастре недвижимости. Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности Исайкиной М.И. составляет: 4400 кв.м (схема N1 приложения на л.д.145) и соответствует площади земельного участка по правоустанавливающим документам о праве собственности на земельный участок. Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", составляет: 9926 кв.м (схема N1 приложения) и не соответствует площади земельного участка, по правоустанавливающим документам о праве собственности на земельный участок и площади земельного участка по сведениям ГКН. Фактическая площадь земельного участка на 57 кв.м меньше площади, отраженной в правоустанавливающих документах. Границы земельного участка с кадастровым номером "N" зафиксированные в землеустроительном деле, не совпадают с границами сложившегося землепользования в настоящее время, а именно: отступ границ земельного участка по фактическому пользованию от данных зафиксированных в межевом плане составляет: по южной границе (смежной) от 1,74 м в точке 9 до 2,47 м в точке 6 и 2,2 м в точке 4. Наложение границ земельного участка с кадастровым номером "N" по сведениям, содержащимся в землеустроительном деле с земельные участком с кадастровым номером "N" по сведениям ГКН имеется на 2,65 м в точке 8, на 2,57 м в точке 9 и на 1,89 м в точке 10 (схема "N" приложения на л.д.146). Общая площадь наложения составляет 200 кв.м.
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Исайкиной М.И., исключив из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись об описании местоположения границ земельного участка ответчика и установив по периметру границы земельного участка не только истца, но и ответчика.
При этом суд исходил из того, что между спорящими сторонами, являющимися смежными землепользователями, на протяжении длительного времени сложился определенный порядок пользования спорными земельными участками.
Судебная коллегия в полной мере с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не основаны на законе и не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (пункт 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ)).
Согласно статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 1 указанного Закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Статьей 7 названного Федерального закона установлено, что к уникальным характеристикам земельного участка, в частности, отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ представляет собой описание и индивидуализацию в государственном кадастре недвижимости земельных участков. При этом каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.
Анализ указанных выше норм права свидетельствует о том, что требования истца об установлении границ земельного участка могут быть направлены на определение уникальных характеристик только земельного участка, который находится у него в пользовании. Между тем, исковое заявление Исайкиной М.И. содержало также требование об установлении границ земельного участка ответчика Тутаева С.А., субъективным правом на заявление которого она не обладала и, соответственно, оснований для удовлетворения такого требования у суда не имелось.
Более того, истцом заявлены требования, с которыми суд первой инстанции согласился, об установлении по предложенному им варианту границ земельных участков по всему периметру, тем самым, очевидно, затронув права иных смежных землепользователей. При этом данных о наличии по границам с такими землепользователями спора, который подлежал бы рассмотрению в судебном порядке, или отсутствии такого спора и каких-либо выводов на сей счет, решение суда первой инстанции не содержит.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца об установлении границ спорных земельных участков по предложенному им варианту, в том числе требований о признании недействительными и исключении сведений ГКН, относящихся к земельному участку ответчика. При этом установление (изменение) границ земельного участка, предполагает изменение сведений, содержащихся в ГКН, а не их исключение без внесения новых.
Имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о наличии спора о местоположении границы земельного участка смежной с земельным участком ответчика.
Исходя из положений статьи 56 ГПК РФ, сторона истца должна была представить доказательства, обосновывающие заявленные требования об установлении границ земельного участка, из которых можно было бы прийти к выводу, что в соответствии с действующим земельным законодательством возможно установить границы спорного земельного участка по предложенному им варианту.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Материалы дела свидетельствуют о наличии сложившегося порядка пользования смежными земельными участками на протяжении более 15 лет, отраженного в схеме N1 заключения землеустроительной экспертизы от 30 октября 2015 г. "N". По существу стороной ответчика не оспаривается данный факт, доказательств наличия иного порядка пользования земельными участками и (или) иной конфигурации смежной границы, не представлено. Судебная коллегия считает возможным установить смежную границу между земельными участками с кадастровым номером "N", расположенным по адресу: "адрес" кадастровым номером "N", расположенным по адресу: "адрес", в пределах имеющегося спора смежных землепользователей, по следующим координатам: "данные изъяты", что соответствует границам фактического пользования.
В удовлетворении остальной части исковых требований Исайкиной М.И. по упомянутым выше мотивам следует отказать.
Доводы апелляционной жалобы Тутаева С.А. о том, что акт межевания подписан Исайкиной М.И. 09 сентября 2009 г. и до настоящего времени не оспорен, при том, что отсутствует нарушение земельных прав истца с его стороны как таковое, не могут приняты во внимание и повлечь полный отказ удовлетворения требований истца.
Как уже указывалось выше, порядок пользования земельным участком длительное время сложился и ответчиком как в период последующий после межевания, имевшего место в 2009 году, так и на момент разрешения судебного спора, под сомнение не ставился, в связи с чем оснований считать границы смежных землепользователей иными, не представляется возможным. Иного рода договоренности о прохождении смежной границы, в той ситуации, когда порядок пользования земельными участками не менялся, существенного значения не имеет.
При этом наличие спора по местоположению границ земельного участка нарушает права истца по его распоряжению и пользованию, в связи с чем подлежат судебной защите.
Иных доводов незаконности и необоснованности вынесенного судебного решения апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворения исковых требований Исайкиной М.И. в части установления смежной границы между земельными участками сторон. При этом оснований для удовлетворения остальной части исковых требований о признании недействительными и исключении сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Тутаеву С.А., содержащихся в ГКН; установлении границ земельных участков с кадастровым номером "N", площадью 4400 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес" по предложенному Исайкиной М.И. варианту, не находит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2016 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Исайкиной М.И. к Тутаеву С.А. о признании недействительными и исключении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка, установлении границ земельных участков удовлетворить частично.
Установить смежную границу между земельными участками с кадастровым номером "N", расположенным по адресу: "адрес" кадастровым номером "N", расположенным по адресу: "адрес" по следующим координатам: "данные изъяты", в соответствии со схемой N1 заключения землеустроительной экспертизы от 30 октября 2015 г. "N".
В удовлетворении остальной части исковых требований Исайкиной М.И. отказать.
Судья - председательствующий В.А. Пужаев
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.