Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Верюлина А.В.
судей Ганченковой В.А.
Пужаева В.А.
при секретаре Епитифоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Антипова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Антипов А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения об отказе обеспечить жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании гражданином, имеющим право на улучшение жилищных условий, включении в списки подпрограммы по обеспечению жильем.
В обоснование исковых требований было указано, что 29 января 2015 г. он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении в списки очередников - граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с 25 февраля 2004 г.
24 августа 2015 г. письмом городской администрации ему отказано в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что он принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях 25 февраля 2004 г. в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР.
Считает данный отказ незаконным по тем основаниям, что он проходил службу в органах внутренних дел с 1 ноября 1993 г. по 1 января 2002 г., в ГПС МЧС России по Республике Мордовия - с 1 октября 2002 г. по 24 мая 2010 г. Уволен по пункту "ж" статьи 58 (по болезни) Положения о службе в ОВД Российской Федерации. Общая продолжительность военной службы по состоянию на 24 мая 2010 г. в календарном исчислении составила 18 лет 07 месяцев 16 дней, из которых 10 лет 4 месяца на должностях, финансируемых из федерального бюджета.
Уточнив исковые требования, просил суд признать незаконным решение Администрации городского округа Саранска, выраженное в письме от 24 августа 2015 г. об отказе обеспечить его жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать его гражданином, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", включить в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 апреля 2016 г. исковые требования Антипова А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Антипов А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что: по его мнению, он подпадает под категорию граждан, имеющих право на участие в подпрограмме, поскольку до увольнения со службы был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий; во время прохождения службы он обращался в ГПС МЧС России по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, заместитель Председателя Правительства Министр строительства и архитектуры Республики Мордовия Цыганов В.В. просил решение районного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание Антипов А.А., представители Правительства Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель Антипова А.А. - Долгова С.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. просила апелляционную жалобу отклонить, оставив решение суда без изменения.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учётом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Антипов А.А. в период с 1 ноября 1993 г. по 24 мая 2010 г. проходил военную службу.
29 января 2004 г. истец обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади в связи с отсутствием социальных норм жилья (на общих основаниях).
Постановлением Администрации Ленинского района г. Саранска N 202рт от 25 февраля 2004 г. Антипов А.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по личному составу N 71-НС от 24 мая 2010 г. истец уволен с военной службы по пункту "ж" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 07 месяцев 16 дней, в льготном исчислении - не имеется.
29 января 2015 г. Антипов А.А. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении его в список граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с даты постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с 25 февраля 2004 г.
Письмом N ПР-7520 от 24 августа 2015 г. Администрация городского округа Саранск отказала Антипову А.А. в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что 25 февраля 2004 г. он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях не как военнослужащий, а на общих основаниях в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (25 февраля 2004 г.) он состоял на военной службе и не имел десятилетний срок службы, а также не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
В связи с этим районный суд обоснованно полагал, что заявленные Антиповым А.А. требования не основаны на законе.
Как следует из материалов дела, Антипов А.А. просил признать незаконным отказ администрации во включении его в сводный список граждан на получение единовременной выплаты из средств федерального бюджета, признать за ним право на включение в список граждан на получение жилья за счет средств федерального бюджета по Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01 января 2005 г., и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Правительством Российской Федерации установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Реализация подпрограммы осуществляется в 2015 - 2020 годах.
Гражданами - участниками подпрограммы являются граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями которых Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Пунктом 5 Правил установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют - военнослужащие; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
При этом в пункте 6 Правил предусмотрено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов:
а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил:
справка об общей продолжительности военной службы (службы);
выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Согласно пункту 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления. При этом, то обстоятельство, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, само по себе, не является основанием для автоматического включения в список на получение сертификата.
Как следует из материалов дела, Антипов А.А. с 25 февраля 2004 г. с составом семьи из 1 человека принят органом местного самоуправления на учет для улучшения жилищных условий в список общей очереди.
Антиповым А.А. не представлено доказательств, свидетельствующих об обращении в уполномоченный орган с заявлением о включении в состав участников подпрограммы на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты по форме, установленной в приложении N 1 к Правилам с приложением необходимых документов.
При этом, поданное Антиповым А.А. 29 января 2015 г. заявление в Администрацию городского округа Саранск о включении в список граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, не может быть принято во внимание, поскольку не соответствует вышеприведенным требованиям Правил.
Более того, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия N6 от 07 июля 2010 г. подтверждается, что Антипову А.А. отказано в признании его участником федеральной целевой программы "Государственный жилищный сертификат".
В силу вышеприведенных норм права и фактических обстоятельств дела исковые требования являются необоснованными, поскольку формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на получение социальной выплаты, осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия), а не органы местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу вышеназванных законоположений необходимым условием для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" является признание сотрудника нуждающимся в жилом помещении по месту службы.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца о том, что по его мнению, он подпадает под категорию граждан, имеющих право на участие в подпрограмме, поскольку до увольнения он был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, являются несостоятельными.
Судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится к отношениям, регулируемым жилищным законодательством.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими и гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок признания гражданина участником подпрограммы регламентирован Правилами, свободное толкование норм недопустимо. Сам по себе факт нуждаемости истца в жилых помещениях не является основанием для признания его участником подпрограммы.
Довод апеллянта о том, что он во время прохождения службы обращался в ГУ МЧС России по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не нашел свое подтверждение в судебном заседании, материалы дела не содержат таких доказательств.
По окончании службы Антипов А.А. обращался в ГУ МЧС России по Республике Мордовия с данным заявлением, однако решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Мордовия N6 от 07 июля 2010 г. ему было отказано в признании его участником федеральной целевой программы "Государственный жилищный сертификат".
Письмом начальника ГУ МЧС России по Республике Мордовия Н.А.Г. от 07 апреля 2015 г. подтверждается, что Антипов А.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Исходя из вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антипова Андрея Алексеевича - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
А.В. Верюлин
судьи
В.А. Ганченкова
В.А. Пужаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.