Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Екония Г.К.
судей Михеева О.С.
Назаркиной И.П.
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного истца Бурдина Д.А. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
установила:
Бурдин Д.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии городского округа Саранск и отделу военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску о признании незаконными действий по призыву на военную службу, оспаривании решения призывной комиссии городского округа Саранск о призыве на военную службу.
В обоснование административного иска указал, что он является педагогическим работником старшим преподавателем "данные изъяты" института, и как работник образовательного учреждения подлежал призыву на военную службу только в период с 1 мая по 15 июля, однако решением призывной комиссии городского округа Саранск от 14 апреля 2016 г. принято решение о призыве его на военную службу, проведено медицинское освидетельствование.
Просил признать незаконными действия отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г.Саранску, выраженные в проведении 14 апреля 2016 г. мероприятий, связанных с его призывом на военную службу; признать незаконным решение призывной комиссии городского округа Саранск от 14 апреля 2016 г. о призыве его на военную службу (л.д.1-3).
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 июня 2016 г. в удовлетворении административного иска Бурдина Д.А. отказано.
Административный истец Бурдин Д.А. подал на решение суда апелляционную жалобу, приведя по существу доводы о том, что суд не учел положения статьи 25,26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ (далее Федерального закона N53-ФЗ) о том, что граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля, призыв включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Считает, что медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии являются составной частью призыва в силу прямого указания в законе и могут проводиться исключительно в сроки призыва, установленные статьёй 25 Федерального закона N53-ФЗ, то есть не ранее 1 мая 2016 г. По данным основаниям просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска (л.д.96).
В судебном заседании административный истец Бурдин Д.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель административных ответчиков призывной комиссии городского округа Саранск и отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску Сыркин Н.И. относительно апелляционной жалобы возразил, просил оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 КАС Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, административный иск предъявлен Бурдиным Д.А. к двум административным ответчикам - призывной комиссии городского округа Саранск и отделу военного комиссариата Республики Мордовия.
Указанные административные ответчики и были извещены судом о принятии административного искового заявления и о времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 часов 00 минут 31 мая 2016 г. (л.д. 14, 46, 47, 48). Сыркин Н.И. расписался в получении повестки, выданной ему как представителю административного ответчика отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску.
Определение о привлечении ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" к участию в деле в качестве ответчика в соответствии с положениями части 1 статьи 43 КАС Российской Федерации судом не выносилось.
Между тем, в протоколе судебного заседания от 31 мая 2016 г. - 01 июня 2016 г. указано о том, что Сыркин Н.И. является представителем административных ответчиков призывной комиссии городского округа Саранск и ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия", а из содержания решения суда, в том числе его резолютивной части невозможно сделать вывод о том, административный иск к какому административному ответчику - отделу военного комиссариата Республики Мордовия или ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" в итоге разрешен.
Протокол судебного заседания от 31 мая 2016 г. - 01 июня 2016 г. не содержит информации о том, по какой причине Сыркин Н.И. указан в качестве представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия", если о дне судебного заседания он был извещен в качестве представителя отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску.
При этом из аудиозаписи судебного заседания, проводившегося 31 мая 2016 г. и 01 июня 2016 г., следует, что с момента открытия судебного заседания 31 мая 2016 г. до стадии начала рассмотрения административного дела по существу аудиопротоколирование не осуществлялось, в связи с чем, отсутствие указанной информации невозможно восполнить.
Копия принятого решения направлена административным ответчикам: призывной комиссии городского округа Саранск и отделу военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску (л.д. 92).
Копии апелляционной жалобы также направлены административным ответчикам: призывной комиссии городского округа Саранск и отделу военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску (л.д. 97)
В последующем, направляя дело в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой административного истца, суд первой инстанции также известил об этом призывную комиссию городского округа Саранск и отдел военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску (л.д. 98).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" в установленном законом порядке к участию в деле в качестве административного ответчика не привлекалось.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном КАС Российской Федерации, а именно в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22).
В соответствии со статьей 221 КАС Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1). К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
При определении состава лиц, участвующих в делах об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий, и определении надлежащего ответчика по этим делам следует иметь в виду следующее.
Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).
Вместе с тем призывные комиссии, наделенные настоящим Федеральным законом публичными полномочиями по призыву граждан на военную службу, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относятся и юридическими лицами не являются.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. N 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 настоящего Федерального закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 704, компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Таким образом, призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являющиеся юридическими лицами, за счет средств федерального бюджета. При этом согласно пункту 20 и подпункту 24 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. N 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из этого, интересы призывных комиссий в суде представляют военные комиссариаты, которые с учетом особенностей правового статуса призывных комиссий являются административными ответчиками в делах об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий.
Отдел военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску согласно положениям пункта 9 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. N1069, - структурное подразделение ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия", которое не является юридическим лицом.
Не привлекая к участию в данном административном деле ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия", и рассмотрев настоящий административный иск по существу, суд тем самым разрешилвопрос о правах и обязанностях указанного лица.
Кроме этого, как было указано выше, из аудиозаписи судебного заседания, проводившегося 31 мая 2016 г. и 01 июня 2016 г., следует, что с момента открытия судебного заседания 31 мая 2016 г. до стадии начала рассмотрения административного дела по существу аудиопротоколирование не осуществлялось.
Применительно к пункту 6 части 1 статьи 310 КАС Российской Федерации отсутствие аудиозаписи части судебного заседания является основанием для безусловной отмены судебного акта.
Судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, являющееся в соответствии с пунктом 3 статьи 309, пунктом 6 части 1 статьи 310 КАС Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 июня 2016 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий судья Г.К. Екония
судьи О.С. Михеев
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.