ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело N 3а-35/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 26 июля 2016 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия Тамарова Ю.П.
при секретаре Раскиной А.Н.,
с участием:
административного истца - заместителя прокурора Республики Мордовия Мяльдзина Р.З., его представителя прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П.;
административного ответчика - Государственного Собрания Республики Мордовия, его представителя Исайкиной Е.П., имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Мордовия о признании недействующим полностью Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З "О наделении органа местного самоуправления государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена",
установил:
27 февраля 2015 г. Государственным Собранием Республики Мордовия принят и 27 февраля 2015 г. Главой Республики Мордовия подписан Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З "О наделении органа местного самоуправления государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З).
Полный текст настоящего Закона Республики Мордовия опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 28 февраля 2015 г. N 21 (25.188)-10.
Заместитель прокурора Республики Мордовия Мяльдзин Р.З. обратился в суд с вышеназванным административным иском в защиту законных интересов неопределённого круга лиц.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемым Законом Республики Мордовия полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрациям муниципальных районов.
Вместе с тем вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, а также земельное законодательство отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому изданные по этому предмету законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу прямого указания статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01 марта 2015 г. осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки поселения.
Согласно положениям пунктов 6 и 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе регулировать общественные отношения, отнесённые к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения только в случае, если эти полномочия переданы ему федеральными законами.
Однако полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и по перераспределению таких полномочий между органами местного самоуправления субъектам Российской Федерации не передавались.
В связи с этим считает, что оспариваемый Закон Республики Мордовия противоречит Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Полагает, что данным Законом Республики Мордовия нарушаются права органов местного самоуправления сельских поселений на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории этих поселений, а также права и законные интересы неопределённого круга лиц, лишённых возможности на обращение в установленные федеральным законом органы местного самоуправления поселений по вопросам предоставления земельных участков.
Просил признать оспариваемый Закон Республики Мордовия не действующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик Государственное Собрание Республики Мордовия подало возражения на административный иск по тем основаниям, что оспариваемым Законом Республики Мордовия администрации муниципальных районов наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории этих районов.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Законом Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 2-З "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия и органами государственной власти Республики Мордовия" указанные полномочия органов местного самоуправления поселений, в которых утверждены правила землепользования и застройки поселения, перераспределены и отнесены к полномочиям органов государственной власти Республики Мордовия.
Перераспределение данных полномочий было осуществлено на основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, согласно которому полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с оспариваемым Законом Республики Мордовия данными полномочиями были наделены администрации муниципальных районов.
Наделение полномочиями было осуществлено на основании пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Такое перераспределение полномочий было вызвано необходимостью обеспечения их надлежащего исполнения, поскольку с 01 марта 2015 г. указанные полномочия были отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, которые не обладают необходимым опытом и материально-техническими ресурсами по их исполнению в отличие от органов местного самоуправления муниципальных районов.
С 01 января 2017 г. вступают в силу изменения, внесённые Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ) в абзацы третий и четвёртый пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Согласно указанным абзацам (в новой редакции) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
С учётом того, что до вступления в силу названных изменений осталось менее 6-ти месяцев и в случае признания оспариваемого Закона Республики Мордовия не действующим органы местного самоуправления поселений не смогут за столь короткий срок организовать работу по исполнению вышеуказанных полномочий, что приведёт к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Также удовлетворение иска приведёт к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, так как статьёй 4 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
В судебном заседании представитель административного истца Шитова Е.П. административный иск поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении. Также пояснила, что сведениями о наличии жалоб от органов местного самоуправления поселений, граждан и юридических лиц о нарушении прав оспариваемым Законом Республики Мордовия не обладает.
В судебном заседании представитель административного ответчика Исайкина Е.П. относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что Правительством Республики Мордовия подготовлен законопроект об отмене Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З с 01 января 2017 г. в связи с введением в действие с 01 января 2017 г. новой редакции статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 (пункты "в" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в частности, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, а также земельное законодательство.
В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, который вводит в действие Земельный кодекс Российской Федерации и регулирует, в частности, отношения по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Настоящий Закон Республики Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия и пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004 г. N 34-З "О Государственном Собрании Республики Мордовия", в соответствии с которыми законы Республики Мордовия принимаются Государственным Собранием Республики Мордовия.
Форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена.
Нарушения процедуры принятия настоящего Закона Республики Мордовия не установлено.
Оспариваемый Закон Республики Мордовия подписан Главой Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 87 Конституции Республики Мордовия, в соответствии с которым Глава Республики Мордовия подписывает закон Республики Мордовия и обнародует его.
Данный Закон Республики Мордовия опубликован в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. N 10-З "О правовых актах Республики Мордовия", согласно которому источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru); газеты "Известия Мордовии", "Мокшень правда", "Эрзянь правда"; "Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия". Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.
Таким образом, Закон Республики Мордовия Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта Республики Мордовия, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие.
В силу статьи 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов муниципальных образований.
Следовательно, заместитель прокурора Республики Мордовия имеет право обратиться в суд с административным иском об оспаривании вышеназванного Закона Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и в интересах сельских поселений, поскольку полагает, что данным Законом Республики Мордовия нарушаются права органов местного самоуправления сельских поселений на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории этих поселений, а также права и законные интересы неопределённого круга лиц, лишённых возможности на обращение в установленные федеральным законом органы местного самоуправления поселений по вопросам предоставления земельных участков.
Предметом судебного контроля является оспариваемый Закон Республики Мордовия, которым, по мнению административного истца, органам местного самоуправления муниципальных районов незаконно переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления поселений, на территории которых расположены эти земельные участки, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения.01 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
Данным Федеральным законом Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ был дополнен статьёй 3.3.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
В случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
В случае, если извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление такого земельного участка в собственность или аренду по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который обеспечил размещение указанного извещения.
01 марта 2015 г. вступил в силу Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З, который регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Мордовия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статьи 1 и 10).
Согласно статье 2 данного Закона Республики Мордовия администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Остальными положениями данного Закона Республики Мордовия устанавливаются срок, на который органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями, права и обязанности органов местного самоуправления и государственного уполномоченного органа при осуществлении данных полномочий, порядок передачи необходимых финансово-материальных ресурсов, порядок и условия контроля за исполнением этих полномочий и прекращения их осуществления.
По мнению административного истца, оспариваемый Закон Республики Мордовия противоречит Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в частности, правовой норме, установленной в абзаце третьем пункта 2 статьи 3.3.
Вместе с тем, необходимо учесть следующую позицию федерального законодателя.
Полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются государственными полномочиями, поэтому порядок их осуществление был установлен пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ был дополнен статьёй 3.3 путём издания Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ.
После этого был издан Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации".
Данным Федеральным законом статья 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ была дополнена пунктом 4, согласно которому полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ вступил в силу 09 января 2015 г., а статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ - 01 марта 2015 г.
То есть, федеральный законодатель до введения в действие порядка осуществления государственных полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, предоставил субъектам Российской Федерации возможность разрешить вопрос о необходимости перераспределения этих полномочий.
Таким образом, по смыслу правовых норм, установленных пунктом 4 статьи 2 и абзацем третьим пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в их взаимосвязи следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом, а также в случае, если данные полномочия были перераспределены в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Статьёй 1 Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 2-З "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия и органами государственной власти Республики Мордовия" установлено, что настоящий Закон в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьёй 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления поселений и органами государственной власти Республики Мордовия (данный Закон с учётом внесённых изменений вступил в силу 01 января 2016 г.).
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
При таких обстоятельствах следует, что оспариваемым Законом Республики Мордовия администрации муниципальных районов наделены вышеназванными государственными полномочиями, которые были перераспределены между органами местного самоуправления поселений и органами государственной власти Республики Мордовия, при этом была обеспечена передача необходимых материальных и финансовых ресурсов для исполнения государственных полномочий.
Вступление в силу Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 2-З "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия и органами государственной власти Республики Мордовия" после вступления в силу Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З не влияет на законность последнего в 2016 году и в последующем.
Более того, 01 января 2017 г. вступает в силу подпункт "б" пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона в статью 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ внесены изменения, абзацы третий и четвёртый изложены в следующей редакции:
"органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;".
Следовательно, Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З определяет правовое регулирование земельных отношений по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории сельских поселений, сходное с правовым регулированием, которое будет установлено с 01 января 2017 г. Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Статьёй 4 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
С учётом изложенного действительность Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З обеспечивает установленный статьёй 4 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 334-ФЗ переход названных полномочий после 01 января 2017 г. и соответственно обеспечивает права и законные интересы граждан и юридических лиц, обратившихся в 2016 году за предоставлением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории поселений.
Также заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что признание оспариваемого Закона Республики Мордовия недействующим приведёт к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за предоставлением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположена на территории сельских поселений, поскольку органы местного самоуправления не будут иметь реальной возможности в короткий срок до 01 января 2017 г. обеспечить надлежащее исполнение вышеуказанных полномочий.
При этом оспариваемым Законом Республики Мордовия исполнение данных полномочий обеспечено материальным и финансовыми ресурсами за счёт средств республиканского бюджета, что гарантирует защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за предоставлением указанных земельных участков, а также освобождает поселения от несения дополнительных бюджетных затрат на их исполнение.
В связи с этим Закон Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З "О наделении органа местного самоуправления государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" соответствует Федеральным законам от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поэтому административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Республики Мордовия о признании недействующим полностью Закона Республики Мордовия от 27 февраля 2015 г. N 1-З "О наделении органа местного самоуправления государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Мотивированное решение суда составлено 01 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.