Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Прянишникова Л.Б. на решение Вологодского городского суда от 08 апреля 2016 года, которым удовлетворены административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области.
С Прянишникова Л.Б., проживающего по адресу: "адрес", в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области взысканы: налог на имущество в размере 111 980 рублей, пени по налогу на имущество в размере 17 641 рубль 42 копейки, транспортный налог в размере 48 863 рубля, пени по транспортному налогу в размере 22 548 рублей 12 копеек, земельный налог в размере 35 030 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 618 рублей 79 копеек и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 289 рублей 60 копеек, всего взыскано 236 970 рублей 93 копейки.
С Прянишникова Л.Б. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 569 рублей 71 копейка.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., объяснения представителя межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Вологодской области по доверенности Попова К.В., судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее также - межрайонная инспекция N 11, инспекция) 08 декабря 2015 года обратилась в суд с административным иском к Прянишникову Л.Б. о взыскании налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога за налоговый период 2014 года, а также пеней по названным налогам, а также пеней по налогам на добавленную стоимость и на доходы физических лиц.
В обоснование требований указано, что Прянишников Л.Б. является собственником 9 объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), двух транспортных средств и пяти земельных участков, соответственно является плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налогов. Кроме того, за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц Прянишникову Л.Б. начислены пени, при этом статус индивидуального предпринимателя утрачен им с 05 апреля 2013 года.
Ответчику были направлены налоговое уведомление N ... и налоговые требования об уплате налогов и пени N ... , N ... и N ... , которые в установленные сроки не исполнены.
Со ссылкой на ненадлежащее исполнение Прянишниковым Л.Б. обязательств по уплате налогов и с учётом уточнения исковых требований инспекция просила взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 111 980 рублей, пени по данному налогу 17 641 рубль 42 копейки, транспортный налог за 2014 год в размере 48 863 рубля, пени по этому налогу 22 548 рублей 12 копеек, земельный налог за 2014 год в размере 35 030 рублей, а также пени по налогу на добавленную стоимость 618 рублей 79 копеек и пени по налогу на доходы физических лиц 289 рублей 60 копеек.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Прянишников Л.Б. просит решение суда отменить по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на необоснованное применение положений Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Прянишников Л.Б. не явился, извещён надлежаще.
Представитель административного истца межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Вологодской области по доверенности Попов К.В. в судебном заседании суда апелляционной жалобы, выражая согласие с судебным актом, просил об отклонении апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, в налоговом периоде 2014 года Прянишникову Л.Б. на праве собственности принадлежали легковые автомобили ... , государственный регистрационный знак ... (период владения 6 месяцев) и ... , государственный регистрационный знак ... (период владения 9 месяцев).
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 данного Кодекса (статья 357 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела также следует, что в налоговом периоде 2014 года Прянишникову Л.Б. на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости: 13/18 долей в праве общей долевой собственности на гараж с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 279 515 рублей, 13/18 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 143276 рублей, 13/18 долей в праве общей долевой собственности на хозяйственную постройку с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 279515 рублей, 13/18 долей в праве общей долевой собственности на погреб с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 131809 рублей, 13/18 долей в праве общей долевой собственности на колодец, кадастровый N ... и инвентаризационной стоимостью 131809 рублей, расположенные по адресу "адрес"; одно-двухэтажное кирпичное здание мастерской с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 287517 рублей, расположенное по адресу "адрес"; здание магазина с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 4392323 рубля, расположенное по адресу "адрес"; жилой дом с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 289354 рубля, а также баня с кадастровым N ... и инвентаризационной стоимостью 266195 рублей, расположенные по адресу "адрес".
Указанные сведения предоставлены в налоговую инспекцию органами, осуществляющими кадастровый и технический учет.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 01 января 2015 года устанавливался Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее Закон о налогах на имущество физических лиц, Закон N 2003-1).
01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой "Налог на имущество физических лиц"; с этой же даты утратил силу Закон N 2003-1.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 284-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учётом положений Закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1, действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона от 04
октября 2014 года N 284-ФЗ.
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц, что прямо следует из пункта 1 статьи 1 Закона N 2003-1 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 284-ФЗ); строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пункта 6 статьи 2 Закона N 2003-1 и подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 2003-1 и пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.
До 01 января 2015 года налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (пункт 2 статьи 5 Закона N 2003-1). Сведения, необходимые для исчисления налога в силу пункта 4 статьи 5 Закона N 2003-1 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учёт, обязаны были ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган.
Уплата налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года производилась не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона N 2003-1).
Однако, поскольку на момент возникновения у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество за 2014 год в силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 284-ФЗ) налог подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, возникшая в отношении налогового периода 2014 года, подлежала исполнению не позднее 01 октября 2015 года.
Материалами дела также подтверждается, что в налоговом периоде 2014 года Прянишникову Л.Б. на праве собственности принадлежали следующие земельные участки: с кадастровым N ... и кадастровой стоимостью 1085552 рубля 29 копеек, расположенный по адресу "адрес"; с кадастровым N ... и кадастровой стоимостью 8 735 рублей, расположенный по адресу "адрес"; с кадастровым N ... и кадастровой стоимостью 922 682 рубля 25 копеек, расположенный по адресу "адрес"; с кадастровым N ... и кадастровой стоимостью 780 339рублей 08 копеек, расположенный по адресу "адрес"; с кадастровым N ... (доля в праве 36111/50000) и кадастровой стоимостью 1123 681 рубль 86 копеек, расположенный по адресу "адрес".
Земельный налог на указанные земельные участки исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учёт.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость).
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьёй 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, на праве собственности; объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению N ... от 21 мая 2015 года транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог в отношении принадлежащих Прянишникову Л.Б. автомобилей, перечисленных выше зданий, строений и сооружений, а также земельных участков составил 48 863 рубля, 111980 рублей и 35 030 рублей, соответственно, обязанность по уплате которых в нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил до настоящего времени.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признаётся недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
В связи с неуплатой транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 год в установленный законом срок (до 01 октября 2015 года) налоговым органом в адрес Прянишникова Л.Б. направлено требование N ... об уплате налога и пеней по состоянию на 14 октября 2015 года с указанием срока для добровольной уплаты - до 03 ноября 2015 года.
Этим же требованием должнику в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 22 548 рублей 12 копеек и за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 17 641 рубль 42 копейки.
Названное требование направлено налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. Расчёт налога и пени является правильным и административным ответчиком не оспорен.
В добровольном порядке требование налогоплательщиком не исполнено.
Наряду с этим, требованием N ... от 30 января 2015 года Прянишникову Л.Б. начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц, подлежавших уплате в 2012 году, в сумме 618 рублей 79 копеек и 289 рублей 60 копеек, соответственно, и установлен срок для уплаты до 19 февраля 2015 года.
При этом, как следует из материалов дела, мер к принудительному взысканию пенеобразующей недоимки по названным налогам инспекция не предпринимала.
Приведённые нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога). Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать в отрыве от главного.
Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
Изучив представленные налоговым органом расчёты пеней, начисленных на задолженность по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц за 2012 год, судебная коллегия полагает заявленные требования в данной части подлежащими отклонению, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих взыскание задолженности по названным налогам в принудительном порядке либо оплату указанной задолженности ответчиком в более поздние сроки.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания пеней по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц с вынесением с данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учётом вмешательства в решение суда первой инстанции, в силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает также необходимым уменьшить размер взысканной с административного ответчика государственной пошлины до 5 560 рублей 63 копеек.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 08 апреля 2016 года в части взыскания с Прянишникова Л.Б. пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 618 рублей 79 копеек и пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 289 рублей 60 копеек отменить.
Принять в данной части новое решение.
Отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области в удовлетворении требований о взыскании с Прянишникова Л.Б. пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 618 рублей 79 копеек и пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 289 рублей 60 копеек.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 апреля 2016 года в части взыскания с Прянишникова Л.Б. государственной пошлины в доход местного бюджета изменить, уменьшив размер пошлины до 5 560 рублей 63 копеек.
В остальной части решение Вологодского городского суда от 08 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прянишникова Л.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жидкова
Судьи: И.А. Сотников
А.А. Коничева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.