Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Сотникова И.А., Коничевой А.А.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Майоровой Е.В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 мая 2016 года, которым административный иск межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Вологодской области удовлетворён.
С Майоровой Е.В., проживающей по адресу: "адрес", взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 10 189 рублей, пени по налогу на имущество за 2011 - 2014 годы в сумме 1 501 рубль 03 копейки, задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 1 576 рублей, пени по земельному налогу за 2013 - 2014 годы в сумме 112 рублей 28 копеек, всего 13 378 рублей 31 копейка.
С Майоровой Е.В. в бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 535 рублей 13 копеек.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция ИФНС России N 8 по Вологодской области (далее также - межрайонная инспекция N 8, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Майоровой Е.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей.
Просила суд взыскать с Майоровой Е.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 10 189 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2011 - 2014 годы в сумме 1 501 рубль 03 копейки, недоимку по земельному налогу за 2014 год в размере 1 576 рублей и пени по земельному налогу за 2013 - 2014 годы в сумме 112 рублей 28 копеек.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Майорова Е.В. указывая на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что не была извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, налоговые уведомления и требования также не получала. На праве собственности ей принадлежат земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: "адрес", а также земельный участок и расположенный на нём жилой дом, находящиеся по адресу: "адрес"; иных жилых домов и земельных участков на праве собственности не имеет. Полагала, что административным истцом неверно указана кадастровая стоимость недвижимости и пропущен шестимесячный срок для обращения в суд.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации, в развитие положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, установлена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3); такая обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45); в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 ).
Как следует из материалов дела, с 24 октября 2001 года по настоящее время Майоровой Е.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" ( "адрес"), и с 19 июля 2011 года по настоящее время - "адрес". Указанные сведения предоставлены в инспекцию органами, осуществляющими кадастровый и технический учёт.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 01 января 2015 года устанавливался Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее также - Закон о налогах на имущество физических лиц).
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой "Налог на имущество физических лиц"; с указанной даты Закон о налогах на имущество физических лиц утратил силу.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учётом положений Закона о налогах на имущество физических лиц, действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона N 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц, что прямо следует из пункта 1 статьи 1 Закона о налогах на имущество физических лиц и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 284-ФЗ); строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пункта 6 статьи 2 названного Закона и подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 2003-1 и пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.
До 01 января 2015 года налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года; сведения, необходимые для исчисления налога, органы, осуществляющие кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учёт, обязаны были ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган (пункты 2, 4 статьи 5 Закона о налогах на имущество физических лиц.
Уплата налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года производилась не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона N 2003-1).
Однако, поскольку на момент возникновения у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество за 2014 год в силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 284-ФЗ) налог подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, возникшая в отношении налогового периода 2014 года, подлежала исполнению не позднее 01 октября 2015 года.
Из материалов дела также следует, что Майровой Е.В. с 05 апреля 1999 года по настоящее время на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N ... , расположенный по адресу: "адрес" ( "адрес"), а также с "ДАТА" по настоящее время земельный участок с N ... , расположенный по адресу: "адрес".
Земельный налог за 2014 год на указанные земельные участки исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учёт.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость).
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьёй 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, на праве собственности; объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению N 791572 от 23 марта 2015 года налог на имущество физических лиц и земельный налог в отношении принадлежащих Майоровой Е.В. жилых домов и земельных участков составил 10 189 рублей и 1576 рублей, соответственно, обязанность по уплате которых в нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнила до настоящего времени.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признаётся недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2014 год и земельного налога за 2014 год в установленный законом срок (до 01 октября 2015 года) налоговым органом в адрес Майоровой Е.В. направлено требование N 33438 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21 октября 2015 года с указанием срока для добровольной уплаты - до 27 января 2016 года.
Этим же требованием должнику в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере 78 рублей 90 копеек и налога на имущество физических лиц в размере 1036 рублей 21 копейка
Ранее, требованием N 3881 от 18 августа 2015 года Майоровой Е.В. за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за 2013 год и налога на имущество физических лиц за 2011 - 2013 годы, задолженность по которым взыскана на основании судебных приказов мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 16 от 26 июня 2013 года и 30 апреля 2015 года, начислены пени в размере 33 рубля 38 копеек и 464 рубля 82 копейки, соответственно.
Указанные требования направлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. Расчёт налогов и пени является правильным.
В добровольном порядке требования в части уплаты налога на имущество физических лиц 2014 год, пени по налогу на имущество за 2011 - 2014 годы, земельного налога за 2014 год и пени по земельному налогу за 2013 - 2014 год налогоплательщиком не исполнены.
Согласно положениям пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление подаётся налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом в силу абзаца 2 пункта 2 указанной статьи, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Налоговый орган обратился в суд с административным иском в пределах предусмотренного законом срока (21 апреля 2016 года), поскольку сумма налогов и пеней по требованию N 33438 от 21 октября 2015 года со сроком уплаты до 27 января 2016 года превысила 3 000 рублей на момент выставления требования.
С учётом изложенных обстоятельств и положений вышеприведённых правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов в сроки, указанные в уведомлениях и требованиях, направленных с соблюдением административным истцом предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данных налогов, пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, недоимки по земельному налогу за этот же год и пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога и налога на имущества физических лиц.
Доводы апелляционной жалобы о завышенной сумме земельного налога ввиду недостоверности кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N ... , расположенного по адресу: "адрес", судебная коллегия отклоняет, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка, включённой налоговым органом в налоговое уведомление и применённой при расчёте земельного налога, представлены в инспекцию органом кадастрового учёта в установленном законом порядке; самостоятельное определение налоговой базы налоговый орган не осуществляет.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в меньшую сторону налогоплательщик не лишён права обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчёте земельного налога.
Отклонению, по мотиву несостоятельности, подлежит довод Майоровой Е.В. относительно ненадлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции, поскольку, как следует из материалов дела, о предстоящем судебном заседании административный ответчик заблаговременно извещалась судом по месту жительства - "адрес", и судебное извещение было возвращено организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения и неявкой адресата за получением. Сведений об уважительности причин неявки за получением судебного извещения апелляционная жалоба не содержит.
С учётом приведённых обстоятельств судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции соответствующими имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Майоровой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жидкова
Судьи: И.А. Сотников
А.А. Коничева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.