Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Чернецовой Н.А., Полосухиной Н.А.,
при секретаре Илюшкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Тулы на решение Центрального районного суда г.Тулы от 24 мая 2016 года по делу по иску Дороничевой О.В., Дороничева Д.И. к администрации г.Тулы о признании права пользования жилым помещением по договор социального найма, исключении жилого помещения из числа служебных, обязании заключить договор социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Дороничева О.В., Дороничев Д.И. обратились в суд с иском к администрации г.Тулы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма сроком до 01.07.2017 года, указывая, что 03.04.1982 года Дороничева О.В. была принята на работу на должность дворника участка N ЖЭУ N ПЖРТ " ... " района г. Тулы. Решением Совета депутатов трудящихся N от дата ей на состав семьи из двух человек, включая сына Дороничева Д.И., была предоставлена служебная жилая площадь 20,5 кв.м в квартире N, расположенной по адресу: "адрес" (в настоящее время адрес: "адрес"). Постановлением администрации г. Тулы N 4554 от 01.09.2015 года жилой "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Истцы обращались в МКУ "Сервисный центр г.Тулы" с заявлением о заключении договора социального найма, но получили отказ со ссылкой на то, что жилое помещение признано непригодным для проживания. 12.01.2016 года администрацией г.Тулы им было также отказано и в исключении квартиры N в "адрес" из числа служебных и предоставлении по договору социального найма.
Просили суд обязать администрацию г. Тулы предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное занимаемому, находящееся в черте г.Тулы, в срок до 01.07.2017 года.
В дополнительном исковом заявлении от дата истцы просили суд исключить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" из числа служебных, признав за ними право пользования указанным жилым помещением, обязать администрацию г. Тулы заключить с ними договор социального найма данного жилого помещения.
Истцы Дороничева О.В. и Дороничев Д.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Дороничевой О.В., Дороничева Д.И. по ордеру адвокат Бондарчук Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что Дороничева О.В. более 34 лет проживает в указанном жилом помещении, иного жилья истцы в собственности и пользовании не имеют. В настоящее время Дороничева О.В. является пенсионером, нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в аварийном доме и не может быть выселена из него без предоставления другого жилого помещения. Ответчиком не представлено доказательств отнесения данного помещения к числу служебных. Ввиду отсутствия соответствующего решения органа местного самоуправления, полагает, что истцы пользуются спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Представитель ответчика администрации г.Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что исключение жилого помещения из числа служебных в силу Положения о порядке и основаниях исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда муниципального образования г.Тула, утвержденного постановлением главы администрации от 17.04.2008 года N 1327, является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления. Дом, в котором находится спорная квартира, признан аварийным, а, следовательно, предоставление жилого помещения в таком доме или заключение договора социального найма невозможно. На 01.03.2005 года истец подлежала выселению, поскольку не являлась пенсионером, а ее сын достиг совершеннолетия. Указала, что правовых оснований, полагать, что у истца Дороничевой О.В. возникло право пользования указанным помещением, не имеется.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 24.05.2016 года исковые требования Дороничевой О.В., Дороничева Д.И. удовлетворены частично.
Исключено из числа служебных жилое помещение: комната, площадью 20,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
За Дороничевой О.В., Дороничевым Д.И. признано право пользования жилым помещением: комнатой, площадью 20,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", с возложением на администрацию обязанности по заключению договора социального найма.
Дороничевой О.В., Дороничеву Д.И. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г.Тулы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в срок до 01.07.2017 года.
В апелляционной жалобе администрация г. Тулы просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика администрации г.Тулы по доверенности Радецкой Н.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истцов Дороничевой О.В., Дороничева Д.И. по ордеру адвоката Бондарчук Л.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983), действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно разъяснениям, данным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива).
Основания и порядок исключения жилого помещения из служебного жилищного фонда определяется принятым администрацией Тульской области от 17.04.2008 года N 1327, в редакции от 30.10.2015 года "Положением о порядке и основаниях исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тульской области".
Согласно п. 2 указанного Положения из специализированного жилищного фонда муниципального образования город Тула могут быть исключены служебные жилые помещения, где проживают:
1) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и в соответствии с п. 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из них без предоставления других жилых помещений;
2) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете и не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ч. 1 п. 3 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа N от дата Дороничева О.В. была принята на работу на должность дворника участка N ЖЭУ N ПЖРТ " ... " района г.Тулы.
В связи с трудовыми отношениями с ПЖРТ " ... " района г.Тулы Дороничевой О.В. на состав семьи два человека: она и сын Дороничев Д.И. предоставлена служебная жилая площадь - 20,5 кв.м в квартире N дома N корпуса N по "адрес" (комната площадью 20,5 кв.м в квартире N дома N, "адрес"), исполкомом Совета трудящихся депутатов г.Тулы выдан ордер на занятие данного жилого помещения N от дата.
Из выписки из лицевого счета N от дата следует, что Дороничева О.В. является нанимателем комнаты в муниципальной коммунальной квартире N, общей площадью 33,99 кв.м, жилой - 22,30 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" ветхий фонд.
Согласно выписке из домовой книги N от дата в комнате коммунальной квартиры N лит.В дома N по "адрес" (собственность муниципальная, служебная) с дата зарегистрированы Дороничева О.В. (ответственный плательщик) и Дороничев Д.И. (сын).
Постановлением администрации г. Тулы N от дата жилой дом "адрес", "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком отселения жильцов до дата.
В силу п.2 ч.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан: 1) члены семьи военнослужащих; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п.43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и Жилищного кодекса РСФСР".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Дороничевой О.В. и Дороничевым Д.И. требований об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" из числа служебных, признании за ними права пользования указанным жилым помещением и обязании администрации г.Тулы заключить с ними договор социального найма, поскольку во исполнение порядка исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тульской области у администрации г.Тулы имелись основания для исключения жилого помещения, занимаемого истцами, из числа служебного как в силу п. 2.1, так и в силу п. 2.2.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Из материалов дела следует, что Дороничева О.В. с дата по дата работала дворником участка N ЖЭУ N ПЖРТ " ... " района, в связи с трудовыми отношениями ей по ордеру N от дата на состав семьи из двух человек, предоставлено жилое помещение: комната площадью 29,5 кв.м в квартире N дома N корп. N по "адрес",
ПЖРТ " ... " района г. Тулы в дата году обращался в суд с иском к Дороничевой О.В. о выселении Дороничевой О.В. и Дороничева Д.И., дата года рождения из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Согласно ст.108 ЖК РСФСР не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 23.06.1986 года Производственному жилищно-ремонтному тресту Центрального района г.Тулы было отказано в удовлетворении исковых требований ПЖРТ Центрального района г. Тулы.
После достижения Дороничевым Д.И. совершеннолетия требование о выселении истцов из занимаемого ими жилого помещения, которое предоставлено до введения в действие ЖК РФ, заявлено не было.
Другого жилого помещения в собственности, на праве пользования по договору найма истцы не имеют.
В настоящее время жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признано аварийным и подлежащим сносу.
В силу п.3 ч.1 ст.51ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Суд первой инстанции, учитывая, что срок отселения указанного жилого дома N, "адрес" определен администрацией города до дата, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Дороничевой О.В. и Дороничевым Д.И. требования об обязании предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указав, что права истцов не нарушены, поскольку ответчиком проводится плановая работа по переселению граждан, а доказательств тому, что проживание в доме, в котором расположена комната в квартире истцов, представляет опасность для их жизни и здоровья, суду не представлено.
Имеющийся в материалах дела на ордер на занятие служебной жилой площади, выданный исполкомом Центрального райсовета депутатов трудящихся г. Тулы 22.12.1982 года не свидетельствует о том, что спорное жилое помещение является служебным. Ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, не представлены допустимые и достоверные доказательства, позволяющие суду сделать вывод о том, что спорному жилому помещению в установленном законом порядке присвоен статус служебного, поскольку жилое помещение не представлено решение органа местного самоуправления о включении спорного жилого помещения в число служебных и регистрация его в качестве служебного в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Центрального районного суда г. Тулы от 23.06.1986 года также не свидетельствует о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного жилого помещения, поскольку вопрос о наличии или отсутствии у спорного жилого помещения статуса служебного предметом спора не являлся; ссылка на постановление органа местного самоуправления о включении данного жилого помещения в число служебных в нем отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно исключил спорное жилое помещение из числа служебных помещений при отсутствии согласия администрации г. Тулы, подменив тем самым соответствующий компетентный орган по решению таких вопросов, является необоснованным, поскольку доказательств, подтверждающих, что спорной квартире в установленном законом порядке присвоен статус служебной, представлено не было.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что администрация г. Тулы не заявляла требование о выселении истцов из спорного жилого помещения не является основанием для отмены решения суда
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда от 24.05.2016 года по доводам апелляционной жалобы администрации г. Тулы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тулы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.