Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Комкове С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерльного фонда обязательного медицинского страхования на решение Центрального районного суда г. Тулы от 25 мая 2016 года по делу по иску Садовец Ю.Е. к Министерству здравоохранения Тульской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тульской области о возложении обязанности заключить договор на получение единовременной компенсационной выплаты.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В.., судебная коллегия
установила:
Садовец Ю.Е. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Тульской области о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным и возложении обязанности заключить договор на осуществление компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что 12 марта 2015 года она закончила ГОУ ВПО "Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского" с присвоением квалификации биолог. 30 марта 2015 года была принята на работу в ГУЗ "Дубенская центральная районная больница" на должность биолога клинико-диагностической лаборатории. В апреле 2015 года она обратилась в министерство здравоохранения Тульской области по вопросу единовременной компенсационной выплаты, однако, ей было разъяснено, что необходимо пройти курс повышения квалификации.
Пояснила, что сентября 2015 года по декабрь 2015 года проходила повышение квалификации при медицинском институте ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет" по дополнительной профессиональной программе Клиническая лабораторная диагностика в объеме " ... " 4 февраля 2016 года она повторно обратилась в министерство здравоохранения Тульской области по вопросу предоставления единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " однако ей было отказано со ссылкой на окончание календарного года.
Просила обязать министерство здравоохранения Тульской области заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " обязать министерство здравоохранения Тульской области, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тульской области перечислить ей единовременную компенсационную выплату в размере " ... " в течение 30 дней с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В судебном заседании истец Садовец Ю.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Медведева Ю.Н. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области по доверенности Лободенко О.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 25 мая 2016 года исковые требования Садовец Ю.Е. удовлетворены.
Суд обязал министерство здравоохранения Тульской области заключить с Садовец Ю.Е. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. как с медицинским работником в возрасте до 45 лет, прибывшим в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт.
Обязал министерство здравоохранения Тульской области, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тульской области перечислить единовременную компенсационную выплату Садовец Ю.Е. в размере 1 000 000 рублей в течение 30 (тридцати) дней с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в порядке, установленном ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В апелляционной жалобе Федерльный фонд обязательного медицинского страхования просит отменить решение Центрального районного суда г.Тулы от 25 мая 2016 года, как незаконное и необоснованное ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Садовец Ю.Е., представителя министерства здравоохранения Тульской области, согласно доверенности Медведеву Ю.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Пунктом 3 части 12.2 ст. 51 вышеназванного Федерального закона предусмотрено: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
В целях реализации части 12.1 статьи 51 Закона N 326 - ФЗ Правительством Тульской области 15.02.2012 года принято Постановление N 52 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которым утвержден Порядок заключения уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Тульской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Согласно п. 2 указанного Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области на заключение договора является Министерство здравоохранения Тульской области.
Пунктом 3 вышеназванного Порядка в редакции, действовавшей на дату обращения истца, предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата может быть произведена медицинскому работнику в возрасте до 45 лет (далее - медицинский работник), прибывшему в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшему на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с Министерством договор.
Заявительный характер заключения договора предусмотрен п. 4 указанного Порядка, сроки рассмотрения заявления и сроки заключения договора предусмотрены п.п. 5 и 7 Порядка. Срок рассмотрения заявления установлен как 15 рабочих дней со дня принятия заявления.
Основаниями для отказа в заключении Министерством здравоохранения Тульской области договора о единовременных компенсационных выплатах являются: а) недостоверные сведения, указанные в заявлении; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление, требованиям пункта 3 настоящего Порядка.
Исходя из буквального толкования положений ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Порядка заключения уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Тульской области договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты следует, что право на предоставление компенсационной выплаты имеют медицинские работники, которые в 2015 году прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Пунктом 2 части 12.2 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда обязательного медицинского страхования предоставлять в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов в срок до 15-го числа месяца, предшествующему месяцу, в котором осуществляется единовременная компенсационная выплата.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ, является решение проблемы обеспечения населения сельских населенных пунктов качественной медицинской помощью путём стимулирования притока медицинских работников из городов в сельские медицинские учреждения.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Из материалов дела следует, что 12 марта 2015 года истица окончила ГОУ ВПО "Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского", о чем ей был выдан диплом о высшем образовании, с присуждением квалификации биолог.
С сентября 2015 года по декабрь 2015 года Садовец Ю.Е. проходила повышение квалификации при медицинском институте ФГБОУ ВПО "Тульский государственный университет", окончила полный курс по дополнительной специальной программе "Клиническая лаборатория".
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Садовец Ю.Е. принята на должность биолога клинико-диагностической лаборатории поликлиники в ГУЗ "Дубенская ЦРБ" с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО Дубенский район, ГУЗ "Дубенская ЦРБ" находится на территории сельской местности по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции верно указал, что Садовец Ю.Е. является медицинским работником с высшим образованием, не достигшим 45-летнего возраста, прибыла на работу в сельский населенный пункт ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ "Дубенская ЦРБ".
Указанные обстоятельства участвующими в рассмотрении дела сторонами не оспаривались.
Из уведомления министерства здравоохранения Тульской области N 15-02-21/2831 от 18 марта 2016 года, усматривается, что министерством принято решение об отказе Садовец Ю.Е. в заключение договора о предоставлении указанной выплаты по тем основаниям, что в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", социальная выплата осуществляется медицинским работникам, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или приехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Поскольку Садовец Ю.Е. трудоустроилась в ГУЗ "Дубенская ЦРБ" 30 марта 2015 года для министерства не представляется возможным заключить с ней договор о предоставлении компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. без нарушения действующего законодательства.
Приходя к выводу о нарушении прав истца вышеуказанным отказом в заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, суд обоснованно исходил из того, что срок обращения с заявлением о заключении договора вышеуказанными правовыми нормами не установлен, как и не установлено право ответчика Министерства здравоохранения Тульской области отказать в заключении такого договора по тем основаниям, которые были указаны в оспариваемом истцом отказе от 18.05.2015 N 1502-2/4799.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, находя его верным, соответствующим требованиям закона, поскольку дата обращения Садовец Ю.Е. в Министерство здравоохранения Тульской области с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты не может умалять её право на получение указанной выплаты.
Указанное право медицинских работников не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку обязанность заключить договор с истцом на предоставление единовременной компенсационной выплаты и произвести такую выплату прямо следует из юридического факта заключения трудового договора между в ГУЗ "Дубенская центральная районная больница" и Садовец Ю.Е.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований к Министерству здравоохранения Тульской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тульской области.
Доводы апелляционной жалобы Федерльного фонда обязательного медицинского страхования судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании закона, поэтому правового значения для рассматриваемого дела они не имеют, не влияют на законность и обоснованность принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 25 мая 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерльного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.