Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Башкирова А.А., Голомидовой И.В.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район на решение Кимовского городского суда Тульской области от 29 июня 2016 года по делу по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Кимовский район о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Кимовский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, указав в обоснование заявленных требований, что Тульской области реализуется, утвержденная постановлением правительства Тульской области от 19 ноября 2013 года N660, программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соисполнителями данной программы являются органы местного самоуправления.
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 30 октября 2014 года N1816 утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы
Согласно Приложению N1 к Программе, в перечень аварийных многоквартирных домов для переселения включены дома, расположенные "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 18 сентября 2015 N 1611 перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках реализации Адресной программы изложен в новой редакции, в частности, из программы исключены многоквартирные дома, расположенные по адресу: "адрес", и по адресу: "адрес"
Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соответствия требованиям жилищного законодательства постановления администрации муниципального образования Кимовский район от 18 сентября 2015 года N1611 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 30 октября 2014 года N1816 "Об утверждении Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы", в результате которой установлено, что отдельные нормы данного постановления не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.
Проверкой установлено, что постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14 сентября 2011 года N 720 утвержден перечень ветхих жилых домов по г. Кимовску и Кимовскому району. В указанный перечень включен дом "адрес" и "адрес" проезд г. Кимовска.
Согласно актам обследования, жилой дом "адрес" г. Кимовска признан аварийным с процентом износа выше 70 % и не отвечающим установленным и техническим требованиям и непригодным для проживания, жилой дом "адрес" г. Кимовска признан аварийным с процентом износа выше 75% и не отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям и не пригодным для проживания. Комиссией предложено переселить проживающих в этих домах граждан в жилые помещения, соответствующие санитарным и техническим требованиям, вышеуказанные дома снести.
Постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 18 сентября 2015 года N1611 в части, касающейся исключения из Программы вышеуказанных многоквартирных домов, противоречит требованиям ст. 16 Федерального закона N185-ФЗ, поскольку не содержит всего перечня многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2013-2017 годы, административный истец просил признать недействующим постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 18 сентября 2015 года N1611 "Об утверждении Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы" в части, касающейся исключения из перечня аварийных многоквартирных домов, приведенных в приложении N1 к Адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы, многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", и по адресу: "адрес".
Представитель административного истца старший помощник Кимовского межрайонного прокурора Сергеева Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что спорные дома не являются многоквартирными, поскольку в них помимо квартир имеются части жилого дома, собственники которых отказались переселяться.
Решением Кимовского городского суда Тульской области от 29 июня 2016 года административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Кимовского межрайонного прокурора - прокурора прокуратуры Тульской области Лазукиной О.Г., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новиковой Е.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий 21 июля 2007 года принят Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением правительства Тульской области от 19 ноября 2013 года N660, принятой в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", администрацией муниципального образования Кимовский район принято постановление от 18 сентября 2015 года N1611.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В силу п. 1 ч. 2 ст.16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по состоянию на 2001 год жилые дома, расположенные по адресу: "адрес", с процентом износа выше 70 % и по адресу: "адрес", с процентом износа выше 75%, в установленном законом порядке признаны аварийными, не отвечающими установленным и техническим требованиям и непригодными для проживания, комиссией предложено переселить проживающих в этих домах граждан в соответствующие санитарным и техническим требованиям жилые помещения, указанные дома снести.Удовлетворяя требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что указанные многоквартирные жилые дома обоснованно отнесены к домам непригодным для постоянного проживания на основании пункта 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домой и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N529, действовавшего на момент вынесения постановления главы Кимовского муниципального образования от 14 сентября 2001 года N720,
Постановлением главы Кимовского муниципального образования от 14 сентября 2001 года N720 дома по указанным адресам включены в перечень ветхого жилого фонда по г. Кимовску и Кимовскому району.
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 30 октября 2014 года N1816 утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании город Кимовск Кимовского района на 2015-2017 годы.
Согласно п. 2 Адресной программы, ее целью является финансовое и организационное обеспечение переселения в благоустроенные жилые помещения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в соответствии с установленным лимитом предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, приведен в приложении N1 к Программе, из которого следует, что дома по адресу: "адрес" и "адрес" включены в данный перечень.
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 18 сентября 2015 года N1611 из программы исключены многоквартирные дома, расположенные по адресу: "адрес", и по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый постановление нарушает законные права и интересы граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах по адресу: "адрес", и по адресу: "адрес", поскольку в связи с исключением данных домов из Адресной программы, жители этих домов лишены права на получение благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данные дома не могут являться многоквартирными, поскольку помимо квартир в них имеется часть жилого дома, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и суд обоснованно указал на их несостоятельность, руководствуясь положениями ч. 1 ст.16 Жилищного кодекса РФ, п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Так, жилой дом по адресу: "адрес" имеет две квартиры, квартира N по решению Кимовского городского суда Тульской области от 26 апреля 2012 года признана частью жилого дома.
В состав жилого дома по адресу: "адрес", входит 8 квартир, квартира N по решению Кимовского городского суда Тульской области от 18.02.2011 года признана частью жилого дома.
При этом основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
На кадастровом учете дома по указанным адресам состоят как многоквартирные.
Поскольку жилые дома по указанным адресам отвечают требованиям, предъявляемым к многоквартирным домам, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении административного иска по основаниям наличия в их составе квартир, признанных решением суда частью жилого дома.
Несостоятельными судебная коллегия полагает и доводы административного ответчика о том, что указанные жилые дома исключены из Адресной программы в связи с отказом собственников частей жилого дома на переселение.
Действующее законодательство не ставит реализацию мероприятий программ переселения в зависимость от волеизъявления граждан.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Жилищное законодательства предусматривает возможность изъятия жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, в рамках реализации программ переселения.
Доказательств того, что указанные многоквартирные дома являются пригодными для проживания, ни суду первой ни суду апелляционной инстанции административным ответчиком не представлены.
Поскольку в установленном порядке до 01 января 2012 года многоквартирные жилые дома по названным адресам признаны аварийными, включены в перечень ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию Кимовский район Тульской области, то их исключение из Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Так как нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд обоснованно признал нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решением Собрания представителей муниципального образования Кимовский район 4-го созыва от 29.10.2009 года N11-84 утвержден Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования Кимовский район.
Согласно п. 2 данного Порядка, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданин, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Из п. 4 Порядка следует, что обнародование осуществляется путем доведения до всеобщего сведения граждан текста муниципального правового акта посредством размещения его в центре правовой и деловой информации при муниципальном учреждении культуры "Кимовская межпоселенческая центральная районная библиотека", областном электронном банке правовой информации, на официальном сайте муниципального образования Кимовский район в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где обеспечивается свободный доступ к информации.
Из представленных материалов следует, что постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 30 октября 2014 года N1816 размещено на официальном сайте органа местного самоуправления 30 октября 2014 года, в МКУК "Кимовская межпоселенческая центральная районная библиотека" 05 ноября 2014 года; постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 18 сентября 2015 года N1611 размещено на официальном сайте органа местного самоуправления 18 сентября 2015 года, в МКУК "Кимовская межпоселенческая центральная районная библиотека" 23 сентября 2015 года; постановление администрации муниципального образования Кимовский район от 10 июля 2015 года N1188 размещено на официальном сайте органа местного самоуправления 10 июля 2015 года, в МКУК "Кимовская межпоселенческая центральная районная библиотека" 14 июля 2015 года.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что сообщение о принятии обжалуемого судебного постановления подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
При этом установленный судом срок в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу судебная коллегия полагает разумным и отвечающим принципу соблюдения баланса интересов сторон административного судопроизводства.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимовского городского суда Тульской области от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кимовский район - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.