Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.
судей Ивановой В.П., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 03 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе ФСИН Р. на решение Первомайского районного суда города Омска от 24 мая 2016 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний от " ... ". об отказе Романову А. Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Романова А. Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе одного человека с " ... "
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов А.Г. обратился с иском к ФСИН Р., У ФСИН Р. по Омской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты, указав, что работал в органах уголовно-исполнительной системы ФСИН Р. более " ... " года, " ... " уволен по выслуге срока службы, дающей права на пенсию. В ноябре 2013 г. обратился в комиссию У ФСИН Р. по Омской области с необходимыми документами для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Документы были приняты и направлены в Москву, однако, комиссией ФСИН Р. ему было отказано в постановке на учет в связи с предоставлением неполного пакета документов: не предоставление копии лицевого счета на дом и сведений из ЕГРПНИ на сына. С таким решением не согласен, поскольку зарегистрирован в доме и предоставил домовую книгу, в связи с чем, требование о предоставлении копии лицевого счета необоснованно. Кроме того, он не поживает совместно с сыном, следовательно, не обязан предоставлять сведения об обеспеченности жильем на него.
Просил признать решение комиссии ФСИН Р. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязать комиссию ФСИН Р. поставить его на учет для получения указанной выплаты с составом семьи из одного человека с " ... "
Романов А.Г. участия в судебном заседании не принимал.
Представитель ответчиков У ФСИН Р. по Омской области, ФСИН Р. С. Т.В. исковые требования не признала, пояснив, что истец не поставлен на учет связи с не предоставлением выписки из лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, " ... ", а также выписки из ЕГРП на несовершеннолетнего сына, являющего членом его семьи, в связи с чем у комиссии отсутствовала возможность оценить обеспеченность членов семьи заявителя жилым помещением, а также право самого заявителя на постановку на учет.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН Р. С. Т.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Повторно указывает, что истцом был предоставлен неполный пакет документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно не была предоставлена копия лицевого счета. Отметила, что, исходя из смысла п. 5 Правил, обязательному предоставлению подлежат оба документа - выписка из домовой книги (либо заменяющая ее поквартирная карточка) и копия финансового лицевого счета. Полагает, что истец должен был представить выписку из ЕГРП на несовершеннолетнего сына, являющегося членом его семьи.
В отзыве на апелляционную жалобу Романов А.Г. находит жалобу необоснованной.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя ФСИН Р. С. Т.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Романова А.Г. - Вергун С.А., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судебного акта.
Как видно из материалов дела, Романов А.Г. проходил службу в ФКУ ОВК У ФСИН Р. по Омской области в должности начальника помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора, на территории ФКУ ОВК У ФСИН Р. по Омской области.
Приказом N " ... "-лс от " ... " Романов А.Г. был уволен со службы " ... " с " ... " с правом ношения форменной одежды. Выслуга лет по состоянию на " ... " составила в календарном исчислении " ... ", в льготном исчислении " ... ", стаж службы для выплаты единовременного пособия " ... ".
" ... " Романов А.Г. обратился в комиссию У ФСИН Р. по Омской области с заявлением (рапортом) для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Справкой секретаря комиссии Р подтверждено принятие " ... " документов истца, необходимых при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
К названному заявлению был приложен пакет документов, в составе которого имелась выписка из домовой книги, из которой видно, что Романов А.Г. с " ... " зарегистрирован в жилом помещении общей площадью " ... " кв.м. по адресу: " ... "), принадлежащем на праве общей долевой собственности матери Р ? доли, тете Казановой Г.И. ? доли и сестре заявителя Р ? доли.
В указанном помещении зарегистрированы 5 человек: Р, Р, заявитель Романов А.Г., А, А
При этом ранее Романов А.Г. являлся собственником ? доли в праве собственности на указанный дом на основании договора купли-продажи от " ... ", по договору дарения Романов А.Г. " ... " подарил свою долю в праве собственности своей сестре Р
На момент рассмотрения спора Романов А.Г. зарегистрирован временно по месту пребывания в г. Омск, " ... ".
Согласно выписки из ЕГРПННИСН от " ... " жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма заявитель не имеет.
Ранее единовременная социальная выплата ему не предоставлялась.
" ... " на заседании комиссии У ФСИН Р. по Омской области предоставленные истцом документы были проверены, признаны полными и направлены " ... " в комиссию ФСИН Р. в целях принятия решения о постановке на учет Романова А.Г.
Согласно выписки из протокола N " ... " от " ... " ФСИН Р. принял решение об отказе Романову А.Г. в постановке на учет в связи с предоставлением неполного пакета документов (отсутствие копии выписки из лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... " (где он проживал на дату подачи рапорта, а также непредоставление выписки из ЕГРП на сына).
Других оснований для отказа в постановке на учет истца выписка из протокола заседания комиссии ФСИН Р. не содержит.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
в подпункте "и" указаны иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Рассматривая дело, суд верно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о признании за Романовым А.Г. права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в установленном законом порядке и возложил на комиссию ФСИН Р. обязанность поставить Романова А.Г. на такой учет в составе семьи из одного человека с " ... "
Апеллянт ошибочно толкует материальный закон и полагает, что в случае проживания заявителем в частном доме, обязательному предоставлению для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты подлежат как выписка из домовой книги, так и копия лицевого счета, вследствие чего доводы апелляционной жалобы повлечь отмену решения суда не могут.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).
Как следует из части первой статьи 3 указанного выше Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
Таким образом, копия финансового лицевого счета по месту регистрации Романова А.Г. в частном доме не могла быть представлена, так как финансовые лицевые счета для индивидуального жилого дома не предусмотрены, применяются в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей.
Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Таким образом, выписка из домой книги является надлежащим документом, подтверждающим регистрацию гражданина.
Судебная коллегия также полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о не предоставлении истцом копии выписки из ЕГРПНИ на сына.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Исходя из толкования вышеприведенных положений следует, что такие сведения предоставляются только на членов семьи, которые проживают совместно с заявителем.
Как видно из материалов дела, брак между Романовым А.Г. и Р был прекращен " ... " на основании решения мирового судьи судебного участка N " ... " САО г. Омска, при этом, как указывает заявитель, ребенок проживает с матерью, несовершеннолетний не имеет регистрации по месту регистрации отца Романова А.Г., следовательно, не приобрел право пользования указанным помещением.
В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей.
При раздельном проживании родителей место жительства несовершеннолетних детей определяется по соглашению родителей, как это следует из п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ.
Так как в данном случае родители определили место проживания своего ребенка вместе с матерью, после расторжения брака родителей он находится на попечении, содержании и воспитании матери, жилой площадью на которой проживает заявитель не пользуется и в установленном законом порядке не вселялся, оснований для требования предоставления Романовым А.Г. информации об отсутствии у несовершеннолетнего сына заявителя - Р, " ... " имущества на праве собственности(выписки из ЕГРП) не имелось. Тем более, что Романов А.Г. " ... ". подал заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи из 1 человека.
При таких обстоятельствах суд верно указал, что Романов А.Г. представил все требуемые и необходимые документы в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем, отказ в постановке его на учет для получения такой выплаты является незаконным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, требованиям законодательства, регулирующего правоотношения сторон, и оснований признавать их неправильными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При этом, доводы жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его выводы, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Омска от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН Р. - без удовлетворения.
Резолютивную часть решения суда уточнить, изложив в следующей редакции:
"Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от " ... ". об отказе Романову А. Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Романова А. Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе одного человека с " ... ".".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.