Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Астапчук Р.В., Зубовой Е.А.,
при секретаре Бурлевич А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 04 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе УФНС России по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 16 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Мастековой А. М. удовлетворить.
Признать ежемесячное денежное вознаграждение, назначенное за осуществление опеки Мастековой А. М., предусмотренное частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с требованиями статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения представителей Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области Михальковой И.А., Багарада Т.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы; пояснения Мастековой А.М., представителя Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску Умновой Е.В., выразивших согласие с постановленным решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мастекова А.М. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки, предусмотренного частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", государственным пособием, не подлежащим налогообложению в соответствии с требованиями статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование указала, что является опекуном совершеннолетней недееспособной ФИО Заключила с Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску договор *** об осуществлении опеки над ФИО на возмездных условиях. Полагала, что ежемесячное денежное вознаграждение опекуна не может приравниваться к заработной плате.
В судебном заседании Мастекова А.М. иск поддержала.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску Савченко В.В. иск не признал, пояснил, что удержание налога из суммы выплаченного вознаграждения при установлении опеки осуществляется в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ.
Представитель третьего лица УФНС России по Омской области Фадеева К.В. полагала иск необоснованным, пояснив, что оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц ежемесячного денежного вознаграждения, производимого опекунам, в НК РФ не содержится, в связи с чем, данный доход подлежит налогообложению.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителя Министерства труда и социального развития Омской области, ИФНС по КАО г. Омска.
В письменном отзыве Министерство труда и социального развития Омской области указало, что вознаграждение опекуна по договору об осуществлении опеки по своей сущности является государственным пособием и налогообложению не подлежит.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УФНС России по Омской области Крикунова Л.П. просит решение суда отменить. Указывает, что в норме ст.217 НК РФ перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, является закрытым, вознаграждения опекунам в нем не поименованы. Данное вознаграждение не относится к гарантиям и компенсациям. Заключенный с истцом договор на опеку является разновидностью договора возмездного оказания услуг.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда и социального развития Омской области и Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску полагают решение законным и обоснованным, указывают, что вознаграждение опекуна следует отнести к мерам социальной поддержки, осуществление обязанностей опекуна на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы. Кроме того, размер ежемесячного денежного вознаграждения опекуна составляет 6387,10 руб., что ниже величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения - 8442 руб., при этом условием выплаты вознаграждения является тот факт, что опекун не состоит в трудовых отношениях, не получает вознаграждение за счет доходов от имущества подопечного или средств третьих лиц, а также не пользуется безвозмездно имуществом подопечного в своих интересах.
Инспекция ФНС по Кировскому административному округу г. Омска в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что вознаграждение опекунам не относится к перечисленным в ст. 217 НК РФ гарантиям и компенсациям и подлежит налогообложению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебное заседание не явились представители Министерства труда и социального развития Омской области и ИФНС по Кировскому АО г. Омска.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса по правилам ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, решением Омского районного суда Омской области от ****. ФИО *** года рождения, признана недееспособной.
ФИО, *** года рождения, является инвалидом " ... ".
Мастекова А.М. на основании приказа департамента здравоохранения Администрации г.Омска от ****** назначена опекуном ФИО, *** года рождения.
****. между Мастековой А.М. и Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску был заключен договор **** об осуществлении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО на возмездных условиях.
Пунктом 6.1 данного договора предусмотрено, что размер ежемесячного денежного вознаграждения опекуна составляет 6387 руб. 10 коп. (5554 Х 1,15 (районный коэффициент)
С момента назначения выплаты ежемесячного денежного вознаграждения Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску удерживает налог на доходы физических лиц.
Удовлетворяя иск Мастековой А.М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 14, 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" исходил из того, что вознаграждение опекунам относится к мерам социальной поддержки, осуществляя опеку на возмездной основе, опекун выполняет социально значимую функцию по защите прав и законных интересов недееспособного гражданина, в связи с чем действия, выполняемые опекуном в отношении своего подопечного, нельзя считать оказанием услуг применительно к правовой природе гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ежемесячное денежное вознаграждение за осуществление опеки, предусмотренное частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", является мерой социальной поддержки (государственным пособием), не подлежащим налогообложению в соответствии с требованиями статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1).
Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом (ч.2).
Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону (ч.3).
В соответствии со ст. 14 названного закона установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (ч.1).
Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные п. 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.2).
При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства (ч.3).
Порядок и сроки заключения договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации (ч.4).
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 названного закона).
Кроме того, ст. 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предусматривает формы государственной поддержки опеки и попечительства.
В соответствии с названной статьей подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (ч.1).
Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч.2).
Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению (ч.3).
Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч.4).
По смыслу положений ст. 16 и ст. 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", закон разграничивает вознаграждение опекунам и иные виды государственной поддержки.
Отношения, связанные с исполнением обязанностей по опеке и попечительству, урегулированы Законом Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", в частности, ст. 42 "Возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству над несовершеннолетними" и ст. 42.1 "Возмездное исполнение обязанностей по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами" (введена Законом Омской области от 04.03.2014 N 1615-ОЗ).
В соответствии со ст. 42.1 Кодекса опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами, предоставляется мера социальной поддержки в виде выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки за счет средств областного бюджета при одновременном наличии следующих условий:
1) опекун не является лицом, обязанным в силу решения суда, вступившего в законную силу, содержать своего подопечного;
2) опекун не является получателем выплат, установленных областным законодательством для лиц, осуществляющих уход за подопечным;
3) опекун не достиг возраста 65 лет;
4) опекун не состоит в трудовых отношениях;
5) опекун совместно проживает со своим подопечным;
6) опекун не получает вознаграждение за счет доходов от имущества подопечного и (или) средств третьих лиц;
7) опекун не пользуется безвозмездно имуществом подопечного в своих интересах;
8) подопечный не состоит на учете в органе исполнительной власти Омской области, уполномоченном в сфере социальной защиты населения, в числе граждан, нуждающихся в предоставлении стационарного социального обслуживания.
Ежемесячное денежное вознаграждение опекунам устанавливается в размере 5554 рубля на каждого подопечного.
Размер ежемесячного денежного вознаграждения опекуну увеличивается на величину районного коэффициента и исчисляется пропорционально продолжительности деятельности в качестве опекуна.
Назначение и выплата ежемесячного денежного вознаграждения опекунам осуществляются органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан на территории Омской области, в порядке, определяемом Правительством Омской области.
Согласно договору об осуществлении опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином на возмездных условиях, орган опеки и попечительства устраивает подопечного под опеку опекуна и выплачивает ему ежемесячное денежное вознаграждение за осуществление опеки при соблюдении опекуном условий, предусмотренных п. 1 ст. 42.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. В соответствии с п. 4.2 договора опекун обязан проживать совместно со своим подопечным, заботиться о содержании своего подопечного, об обеспечении его уходом и лечением, осуществлять защиту имущественных и личных неимущественных прав; возвратить в бюджет денежные средства в случае нарушения условий их выплаты, установленных подп. 4,5,8 п. 1 ст. 42.1.
Таким образом, предметом договора об осуществлении опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином на возмездных условиях являются действия опекуна, связанные с осуществлением ухода, защитой имущественных и личных неимущественных прав подопечного.
По смыслу приведенных положений закона, выполняя обязанности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами по договору на возмездной основе, опекун получает от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта РФ, в связи с изложенным к отношениям, связанным с возмездным исполнением обязанностей по опеке и попечительству применяются и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг
.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, установлен в ст. 217 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иных выплат и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
В соответствии со ст. статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Вознаграждение, выплачиваемое опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, поэтому с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Определение в ст. 42.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан указанной выплаты как меры социальной поддержки не влияет на существо денежного вознаграждения, выплачиваемого на основании договора за выполнение обязанностей по содержанию подопечного, обеспечению его ухода и лечения.
Согласно п. 9 ст. 42 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, государственные полномочия по выплате аналогичных по назначению вознаграждений за возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству над несовершеннолетними Омская область передала на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области.
Из Методики определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 9 статьи 42 Кодекса, установленной Приложением N 3 следует, что в формулу определения объема субвенций включен коэффициент страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Изложенное при рассмотрении дела принято во внимание не было.
Доводы апелляционной жалобы являются обоснованными.
Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Оснований для удовлетворения иска Мастековой А.М. не имелось.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330, ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 16 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Мастековой Азамат Молдобаевны к Управлению
Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску отказать.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.