Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.,
судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.,
при секретаре Красавиной Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 4.08.2016 дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Омской области Глущенко М.Ю. на решение Первомайского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Сидоркиной А. С. удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить Сидоркину А. С. в сводный список граждан, претендующих на предоставление выплаты, из числа категории граждан по п/п 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Омской области N " ... "-П от " ... ".
Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в пользу Сидоркиной А. С. судебные расходы в размере N " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоркина А.С. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на получение выплат, возложении обязанности включить ее в сводный список претендентов на получение социальной выплаты по Омской области. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. В связи с этим Сидоркина А.С. обратилась в администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для обеспечения жилым помещением. Распоряжениями администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " истец поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в сводный список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты. Решением Министерства труда и социального развития Омской области от " ... " ей было отказано во включении в сводный список претендентов на получение социальной выплаты по причине того, что ее муж не относится к категории участников Великой Отечественной войны, поскольку принимал участие в ликвидации националистического подполья на территории Прибалтики в " ... " г. " ... ", что названное решение нарушает ее права. На основании изложенного Сидоркина А.С. просила признать за ней право на получение выплат для обеспечения жилым помещением, обязать Министерство труда и социального развития Омской области включить Сидоркину А.С. в сводный список претендентов на получение социальной выплаты по Омской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец Сидоркина А.С. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Губкин Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал. Указал на неверное толкование ответчиком норм права.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности Глущенко М.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что в настоящее время осуществляется финансирование только в отношении определенной категории граждан, к числу которых Сидоркина А.С. не относится. Полагает, что требования о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат и являются завышенными.
Представитель третьего лица Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Волошина Ю.А. в судебном заседании оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности Глущенко М.Ю. просит решение отменить. Ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, оспаривает произведенную оценку доказательств. Указывает, что на момент обращения с заявлением истцом не были представлены документы, подтверждающие, что ее супруг является ветераном Великой Отечественной войны. Указывает на завышенный размер взысканных судебных расходов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Сидоркиной А.С. Губкин Д.А. просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Сидоркиной А.С. Столетовой Г.П. и Губкина Д.А., согласившихся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) участников и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при условии, что они встали на учет нуждающихся до " ... ". Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после " ... ", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы субъектам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с п.п. 7-10 названного Порядка для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области заявление с приложением необходимого пакета документов.
Органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат и направляют их в Минтруд Омской области.
Минтруд Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Минстрой Омской области.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что " ... " между Сидоркиным П.Т. и Сергугенко А.С. был зарегистрирован брак, в связи с чем, последней присвоена фамилия "Сидоркина".
Согласно архивной справке ФКУ Российский государственный военный архив от " ... " Сидоркин П.Т. являлся военнослужащим в период с " ... " года, являлся стрелком N " ... " стрелкового полка N " ... " N " ... ".
Из справки Военного комиссариата Омской области от " ... " следует, что Сидоркин П.Т., " ... " года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны " ... " годов.
" ... " Сидоркин П.Т. умер.
Таким образом, Сидоркина А.С. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны.
После смерти Сидоркина П.Т. Сидоркина А.С. в повторный брак не вступала.
" ... " Сидоркина А.С. обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для обеспечения жилым помещением в 2016 году.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " N N " ... " Сидоркина А.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
" ... " распоряжением первого заместителя Главы Администрации Омского муниципального района Омской области N N " ... " Сидоркина А.С. включена в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В письме N N " ... " от " ... ", адресованном первому заместителю Главы Омского муниципального района Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области указало, что Сидоркин П.Т. проходил военную службу в период с " ... " год. Правом для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включении в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, обладает определенная категория граждан, в том числе, ветераны Великой Отечественной войны " ... " годов. Поскольку Сидоркин П.Т. проходил военную службу после N " ... "), то правовые основания для внеочередного обеспечения Сидоркиной А.С. жилым помещением за счет средств федерального бюджета отсутствуют.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что доводы Минтруда Омской области основаны на неверном толковании норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования к Министерству труда и социального развития Омской области в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в Администрацию Омского муниципального района Омской области Сидоркина А.С. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, в новый брак после смерти ее супруга, являвшегося участником Великой Отечественной войны, не вступила, в связи с чем, оснований для отказа во включении ее в сводный список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты не имелось.
Судебная коллегия с данными выводами районного суда соглашается.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения Сидоркиной А.С. в сводный список граждан, претендующих на получение выплаты, отклоняются.
Согласно пп. "а" - "ж", "и" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. "е" п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, к которым, в свою очередь, относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с " ... " по " ... ". Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с " ... " по " ... ".
В соответствии с п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, по обеспечению жильем, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с " ... " по " ... " не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с " ... " по " ... ", на основании подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы, ветеранами Великой Отечественной войны.
Действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для лиц, указанных в пп. "е" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период после 3.09.1945, такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем.
Отсутствие в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" лиц, проходивших службу позднее указанного периода, не является достаточным основанием для отмены решения.
Названный указ направлен на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.
Как установлено выше, Сидоркин П.Т. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Ссылки в апелляционной жалобе на письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от " ... ", в котором даны разъяснения по вопросу обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья, основанием к отмене решения суда явиться не может.
Данные разъяснения нормативным правовым актом не являются и не могут ограничивать действие Федерального закона от " ... " "О ветеранах".
Доводы апелляционной жалобы о завышенном размере судебных расходов на оплату услуг представителя, во внимание не принимаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При определении разумных пределов заявленных к взысканию расходов на оплату услуг представителя суд первой инстанции учитывал, что по делу состоялось одно судебное заседание, в котором в качестве представителя Сидоркиной А.С. по доверенности выступал Губкин Д.А. Кроме того, представитель истца Сидоркиной А.С. Губкин Д.А. участвовал при собеседовании по гражданскому делу, подавал исковое заявление.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности, принимая во внимание сложность дела и характер спора, продолжительность рассмотрения дела, количество судебных заседаний, количество представленных документов, объем подготовленных материалов, суд обоснованно взыскал с Министерства труда и социального развития Омской области судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб. Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
В суде апелляционной инстанции истцом заявлено ходатайство о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
По смыслу ч. 2 ст. 98 ГПК РФ правила о распределении судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела, действуют также в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В связи с рассмотрением апелляционной жалобы Сидоркина А.С. понесла расходы по оплате услуг представителя в сумме N " ... " руб.
Данное обстоятельство подтверждается квитанцией и копией договора оказания услуг.
Во исполнение названного договора представитель Сидоркиной А.С. Губкин Д.А. подготовил возражения на апелляционную жалобу и принял участие в судебном заседании.
В связи с изложенным, учитывая требования разумности судебная коллегия полагает возможным взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в пользу Сидоркиной А.С. судебные расходы в сумме N " ... " руб. Основания для взыскания судебных расходов в большем размере не усматриваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области в пользу Сидоркиной А. С. судебные расходы по оплате услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере N " ... " рублей.
Председательствующий
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.