Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.
судей областного суда: Гапоненко Л.В., Емельяновой Е.В.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании 10 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе ФГБОУ ВО "СибАДИ" на решение Первомайского районного суда г. Омска от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Жигадло А. П. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академии (СибАДИ)" о признании незаконным отмену регистрации кандидата.
Признать незаконным решение комиссии по выборам ректора ФГБОУ ВО СибАДИ в 2016 году и решение Ученого совета от " ... " об отмене решения комиссии по выборам ректора ФГБОУ ВПО СибАДИ в 2016 году от " ... " и от " ... " о приеме документов от кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО "СибАДИ" и об отказе в приеме документов от Жигадло А. П..
Восстановить Жигадло А. П. в списке кандидатов на должность ректора ФГБОУ ВО "СибАДИ".
Обязать Ученый совет ФГБОУ ВО СибАДИ включить Жигадло А. П. в список кандидатов на должность ректора ФГБОУ ВПО СибАДИ в 2016 году для предоставления в аттестационную комиссию Министерства образования и науки Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия
Установила:
Жигадло А.П. обратился с иском к ФГБОУ ВО СибАДИ об оспаривании решения об исключении его из списка кандидатов на должность ректора ВУЗа, указав, что комиссией по выборам ректора в учебном учреждении у него приняты документы на должность ректора и " ... " Ученым советом вынесено решение о включении его кандидатуры в список кандидатов на замещение должности ректора на выборах 2016 года. Однако впоследствии Ученый совет по представлению комиссии на внеочередном заседании " ... " вынес решение об исключении его кандидатуры из указанного списка и отменил свое предыдущее решение. Такое решение ученого Совета является незаконным, поскольку противоречит положениям Приказа Министерства образования и науки РФ от " ... " "Об утверждении порядка и сроков аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации". Ученый совет исключил его кандидатуру в связи с несоответствием квалификационным требованиям, однако он предоставил все документы о прохождении им дополнительного профессионального образования. В приложении к диплому о профессиональной подготовке представлен перечень дисциплин и объем часов в тех областях знаний, которые требуются согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 N1н в качестве дополнительного профессионального образования.
Кроме того, п.11 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1 н допускает возможность назначения на должность ректора лиц, которые хотя и не имеют специальной подготовки, но по решению аттестационной комиссии рекомендованы на должность в силу наличия практического опыты. Таким образом, вопрос о соответствии требованиям кандидата на должность ректора разрешается не Ученым советом ВУЗа, а аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, потому решение ученого совета об исключении его кандидатуры из списка кандидатур является незаконным.
Просил признать незаконным решение комиссии по выборам ректора ФГБОУ ВО СибАДИ в 2016 году и решение Ученого совета от " ... " об отмене решения комиссии по выборам ректора ФГБОУ ВПО СибАДИ в 2016 году от " ... " и от " ... " о приеме документов от кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО "СибАДИ" и об отказе в приеме документов от Жигадло А.П.; восстановить Жигадло А.П. в списке кандидатов на должность ректора ФГБОУ ВПО "СибАДИ"; обязать Ученый совет ФГБОУ ВПО СибАДИ устранить нарушение прав Жигадло А.П., включить его в список кандидатов на должность ректора ФГБОУ ВО СибАДИ для предоставления в аттестационную комиссию Министерства образования и науки Российской Федерации.
В судебном заседании Жигадло А.П. и его представитель Михайловская Н.И. заявленные требования поддержали, указав, что комиссия приняла от него все документы, не просила дополнительно представить какие-либо иные документы.
Представители ФГБОУ ВО СибА ДИ Михневич Д.И., Базарова Н.И., Щербаков В.С. иск не признали, отметив, что Положение не предусматривает процедуры запроса дополнительных документов. Если у истца имелись дополнительные документы, он не был лишен права их предоставления. На исключение истца из списка кандидатов указано учредителем образовательного учреждения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства образования и науки РФ, Правительства Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ректор ФГБОУ ВО СибАДИ Кирничный В.Ю. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что истец не соответствует квалификационным требованиям к кандидатуре ректора - у него имеется дополнительное профессиональное образование по 2 направлениям, хотя требуется такое образование по 4 направлениям. Именно на этом основании кандидатура истца и была исключена из списка кандидатов на должность ректора, что является законным. Судом к участию в деле привлечено третье лицо Министерство образования и науки РФ, которое не было извещено о рассмотрении дела. Более того, Правительство Омской области ходатайствовало об отложении дела в связи с неполучением документов по делу, что было проигнорировано судом. В письме аттестационная комиссия Департамента государственной службы Минобрнауки России сделала вывод о несоответствии истца предъявляемым квалификационным требованиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ФГБО ВО "СибАДИ" Михневич Д.И., Кирничного В.Ю., истца Жигадло А.П. и его представителя Михайловскую Н.И., представителя Правительства Омской области Симанович Н.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с письмом Минобрнауки России от " ... " ректору ФГБОУ ВПО "СИБАДИ" рекомендовано не позднее " ... " начать процедуру выборов ректора на альтернативной основе.
Приказом ректора ФГБОУ ВО "СИБАДИ" от " ... " N " ... " начата процедура выборов ректора на альтернативной основе, приказом ректора от " ... " N " ... " введен в действие план мероприятий по проведению процедуры выборов ректора на альтернативной основе ФГБОУ ВПО "СИБАДИ".
Согласно указанному плану мероприятий с 30 марта по " ... " проводятся следующие мероприятия:
- прием и регистрация документов поданных кандидатами;
- уведомление кандидатов о включении (не включении) в список претендентов на должность ректора;
- оформление окончательного списка кандидатов на замещение должности ректора и представление на заседании Ученого совета.
Жигадло А.П. в период, установленный планом мероприятий по проведению процедуры выборов ректора, подал документы для участия в конкурсе на замещение должности ректора ВУЗа.
Документы были приняты комиссией по выборам ректора и согласно протоколу заседания Ученого совета ФГБОУ ВО "СибАДИ" от " ... " N " ... " Ученым советом ФГБОУ ВО "СибАДИ" постановлено включить в список кандидатов на должность ректора ФГБОУ ВО "СибАДИ" Жигадло А.П.
Кандидатура истца в соответствии с п. 5.10 Положения о выборах и планом мероприятий по проведению процедуры выборов ректора в срок с 12 по " ... " согласована с Правительством Омской области и Омским Советом ректоров.
Однако, на заседании комиссии выборов ректора ФГБОУ ВО "СибАДИ" от " ... " принято решение о вынесении вопроса об исключении Жигадло А.П. из списка кандидатов на должность ректора.
Ученый Совет ФГБОУ ВО "СибАДИ" на заседании " ... " постановилисключить Жигадло А.П. из списка кандидатов на должность ректора ФГБУ ВО "СибАДИ".
Признавая незаконными указанные выше решение комиссии по выборам и решение Ученого совета, районный суд исходил из отсутствия у Ученого совета полномочий на исключение зарегистрированных лиц из списка кандидатов на должность ректора, а также учел, что полномочия по решению вопроса о соответствии конкретной кандидатуры на должность ректора квалификационным требованиям, предъявляемым к должности ректора ВУЗа, имеются только у аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, а не у Ученого совета.
Судебная коллегия соглашается с решением суда исходя из следующего.
ФГБОУ ВО "СибАДИ" является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования и в своей деятельности руководствуется ФЗ "Об образовании в РФ", а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 26 ФЗ "Об образовании в РФ" структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 26).
Согласно п. 4.14, 4.15, 1.4 Устава ФГБОУ ВПО "СИБАДИ" единоличным исполнительным органом Учреждения является ректор Учреждения, который избирается конференцией работников и обучающихся на конкурсной основе тайным голосованием по результатам обсуждения кандидатов на должность ректора на срок 5 лет.
Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора Учреждения, сроки, процедура проведения выборов ректора Учреждения определяются положением, утверждаемым Ученым советом Учреждения.
Приказом ректора ФГБОУ ВПО "СИБАДИ" от " ... " N " ... " утверждено "Положение о выборах ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) в 2016 году".
Указанное положение согласно п. 1.1 является локальным нормативным актом, определяющим процедуру выборов ректора, порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, требования к кандидатам.
Подготовку и проведение выборов ректора, а также контроль за соблюдением Положения о выборах осуществляет комиссия по подготовке и проведению выборов ректора Академии (п. 4.1).
Комиссия представляет на утверждение Ученому Совету академии список кандидатов, отвечающих требованиям, предъявляемым к претендентам на должность ректора Академии (п. 5.7), направляет список кандидатов на должность ректора Академии, утвержденный Ученым Советом Академии, в Аттестационную комиссию (п. 5.11).
Согласно п. 6.16 Положения основанием для отклонения кандидатуры может быть несоответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность ректора.
Учений Совета академии на своем заседании рассматривает материалы, представленные комиссией в отношении кандидатов на должность ректора Академии, утверждает список кандидатов на должность ректора Академии (п. 7.1).
В п. 2.1 Положения предусмотрены требования, предъявляемые к кандидатам на должность ректора Академии.
Так, ректор избирается из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов - граждан РФ, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность руководителя образовательной организации Федеральным законом "Об образовании в РФ", приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 N1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", имеющих:
- высшее профессиональное образование,
- дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики,
- наличие ученой степени и ученого звания,
- стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.
Оспаривая решение суда, апеллянт указывает, что Жигадло А.П. не соответствует указанным выше квалификационным требованиям, поскольку им не представлены документы о наличии у него дополнительного профессионального образования по направлениям государственного и муниципального управления, управления проектами, именно по этому основанию Жигадло А.П. и был исключен из списка кандидатов на должность ректора академии.
Вместе с тем, само по себе указание на несоответствие квалификационным требованиям не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку вопрос об исключении кандидатуры Жигадло А.П. из списка кандидатов на должность ректора был разрешен неуполномоченным органом.
В соответствии с п. 4.12 названного выше Положения о выборах комиссия по выборам ректора не вправе принимать документы от кандидата на должность ректора Академии, если они не соответствуют требованиям к кандидатам на должность ректора Академии, установленным в п. 2.1, 2.2, п. 6.8 Положения о выборах.
Согласно п. 7.3 Ученый Совет вправе не утверждать кандидатуру, если она не отвечает квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим положением.
Следовательно, комиссия вправе не принимать, а Ученый Совет вправе не утверждать конкретного претендента в списке кандидатов на должность ректора, если он не соответствует квалификационным требованиям, однако если данный кандидат был включен в список и утвержден решением Ученого Совета, то Совет уже не вправе его исключить из данного списка.
Самостоятельным правом на исключение из списка кандидатов ни комиссия по выборам, ни ученый Совет Положением о выборах ректора не наделены.
В соответствии с п. 7.4 Положения комиссия по выборам ректора после заседания Ученого Совета Академии, рассматривающего вопрос об утверждении списка кандидатов на должность ректора, представляет утвержденные список в Аттестационную комиссию Министерства образования РФ (п. 7.4)
Согласно п. 5.12 Положения по результатам рассмотрения Аттестационной комиссией комиссия по выборам ректора письменно уведомляет кандидатов о включении (или невключении) их в список кандидатов на должность ректора Академии.
Список кандидатов на должность ректора, согласованный Аттестационной комиссией, вывешивается на доске объявлений в фойе первого учебного корпуса и публикуется на официальном сайте академии (п.7.5).
Таким образом, исходя из приведенных положений следует, что окончательным правом на включение или исключение из списка кандидатов на должность ректора обладает именно Аттестационная комиссия Минобрнауки РФ, которая рассматривает каждую кандидатуру из списка, утвержденного Ученым советом Академии, на соответствие ее квалификационным требованиям.
Указанное согласует с положениями п. 11 Приказа министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 N1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, назначаются на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, ключевое значение в процедуре допуска того или иного кандидата к руководству высшим учебным заведением занимает аттестационная комиссия.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ФЗ "Об образовании в РФ" кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, назначаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.
В настоящее время для подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций действует Приказ Минобрнауки России от 17.11.2006 N 288 "Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации".
Основной задачей комиссии является рассмотрение кандидатур на должность ректора вуза, прошедших выдвижение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
Действующая редакция Положения об аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации предусматривает, что кандидаты на должность ректора высшего учебного заведения представляются в аттестационную комиссию на рассмотрение ученым советом.
Следовательно, вопрос о том, может ли занять должность руководителя высшего учебного образования лицо, не имеющее специальной подготовки или стажа работы (не отвечающее квалификационным требованиям), разрешается аттестационной комиссией, которая вправе исключить ту или иную кандидатуру из списка кандидатур на должность ректора ВУЗа, утвержденную ученым советом учебного учреждения и направленную в комиссию комиссией по выборам ректора.
Учитывая, что комиссией по выборам ректора Академии были приняты документы от Жигадло А.П. и он был включен в список кандидатов, утвержденный Ученым советом, следовательно, данный список кандидатов подлежал направлению в аттестационную комиссию Минобрнауки РФ, которая вправе рассмотреть кандидатуру Жигадло А.П. на соответствие квалификационным требованием и принять решение об исключении или оставлении его в списках кандидатов на должность ректора.
Ученый Совета ФГБОУ ВПО "СИБАДИ" полномочиями по исключению Жигадло А.П. из списка кандидатов на должность ректора не наделен и не вправе был принимать такое решение.
С учетом изложенного, решение суда о признании незаконными решения комиссии по выборам и решения ученого Совета Академии об исключении Жигадло А.П. из списка кандидатов на должность ректора Академии соответствует вышеприведенным требованиям нормативных актов и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апеллянта о неизвещении о судебном заседании Минобрнауки РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, и недостаточном времени для подготовки к делу у Правительства Омской области, поскольку указанные допущения не привели к неправильному разрешению дела и вынесению незаконного решения. Более того, в материалах дела имеются сведения о направлении извещения о времени и месте рассмотрения дела по месту нахождения Минобрнауки РФ, которое не было доставлено по независящим от суда обстоятельствам.
При этом самостоятельных апелляционных жалоб от Минобрнауки РФ и Правительства Омской области на решение суда с указанием на данные обстоятельства не поступало, более того, судебным актом права третьих лиц не затронуты, поскольку предметом рассмотрения являлся внутренний порядок выдвижения кандидатур на должность ректора и действия комиссии по выборам ректора и Ученого Совета в рамках Положения о выборах ректора Академии.
Ссылка апеллянта на письмо аттестационной комиссии Департамента государственной службы Минобрнауки России о несоответствии истца предъявляемым квалификационным требованиям не может быть принята во внимание, поскольку указанное письмо не опровергает допущенное Ученым советом академии нарушение порядка исключения кандидата из списков кандидатов на должность ректора и принятие такого решения неуполномоченным органом.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБОУ ВО "СибАДИ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.