Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Зубовой Е.А., Дьякова А.Н.,
при секретаре Буденчук А.В.
рассмотрела в судебном заседании 10 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе Трибунского В.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 25 мая 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Трибунскому В. В. отказать в полном объеме.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения Трибунского В.В., поддержавшего жалобу; представителя Министерства финансов РФ Лемонджава Ю.Е., Управления Министерства внутренних дел РФ по Омской области Маркелова Д.Ю., выразивших согласие с постановленным решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трибунский В.В. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области об отказе в предоставлении во внеочередном порядке социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотруднику органов внутренних дел; обязании Министерства внутренних дел Российской Федерации создать список на внеочередное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел в книге учета сотрудников ОВД, принятых на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязании Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области включить его и членов его семьи в список на внеочередное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел в книге учета сотрудников ОВД, принятых на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязании Министерства финансов Российской Федерации произвести во внеочередном порядке выплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу и членам его семьи.
В обоснование указал, что является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: " ... " в котором проживает с " ... ". Указанный дом 1956 года постройки, без фундамента, ветхий, с 2009 года дом находится в аварийном состоянии. С апреля 1994 года истец проходит службу в органах внутренних дел. " ... " обратился в ЦЖБК УМВД России по Омской области с заявлением о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с проживанием в жилом помещении, непригодном для проживания. Дополнительно обратился " ... " с заявлением о принятии на учет сотрудников для внеочередного предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в чем ему было отказано.
В судебном заседании Трибунский В.В. иск поддержал.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Омской области Лемонджава Ю. Е. в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что Министерство не наделено полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также не является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в связи с чем не считает себя надлежащим ответчиком.
УМВД России по Омской области своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Трибунский В.В. просит решение суда отменить. Указывает, что МВД РФ по приказу от 24.05.2003 N345 имеет право определять категории сотрудников, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Полагает, что аналогичное правило подлежит применению и к решению вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что истец с 1994 года проходит службу в органах внутренних дел РФ, проживает с " ... " в принадлежащем ему на праве собственности доме " ... " признанном непригодным для проживания постановлением Администрации города Омска от 07.12.2015 N1593-п.
Предоставление один раз за весь период службы в органах внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотруднику, имеющему стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, предусмотрено частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правила предоставления единовременной социальной выплаты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Омской области от 29.01.2016, утвержденным распоряжением УМВД России по Омской области от 03.02.2016 N Р-66, истец с семьей принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ 3 (проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения).
Отказывая в удовлетворении иска Трибунского, суд первой инстанции исходил из того, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в порядке очередности, внеочередное ее предоставление законом не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В части 2 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ названы условия предоставления единовременной социальной выплаты:
1) сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) сотрудник проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) сотрудник проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) сотрудник проживает в общежитии;
7) сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Ни законом, ни изданным в соответствии с ним Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.20.2011 N 1223, не предусмотрено внеочередное предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случае проживания сотрудника в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.31 Правил от 30.12.2011 N 1223 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Для этих целей сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п.31 правил).
Судебной коллегией отклоняются ссылки в апелляционной жалобе на приказ МВД РФ от 24.05.2003 N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", устанавливающий учет очередников по месту службы по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Названный приказ был утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 и подпунктом 37 пункта 8 Положения о нем, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039, статьей 3 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавших в указанный период.
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (часть 1 статьи 4);
В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 30.11.2009 N ГКПИ09-1466,
рассматривавшего пункт 4 приказа МВД РФ от 24.05.2003 N 345 в порядке нормоконтроля, указанная норма Положения в оспариваемой части определяет порядок учета лиц, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, предусматривая включение таких очередников в отдельные списки. Тем самым данная норма позволяет соответствующим категориям граждан реализовать право на первоочередное предоставление жилья, предоставленное им федеральными законами, в частности частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции".
В соответствии со ст.30 Закона Российской Федерации "О милиции", действовавшего до 01.03.2011, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Приказ МВД РФ от 24.05.2003 N 345 применяется в части, не противоречащей ЖК РФ, введенному в действие с 1 марта 2005 г.
При таком положении проведение аналогии между установленным в соответствии с ранее действовавшим законодательством внеочередным и первоочередным порядком предоставления жилых помещений гражданам и предусмотренной Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения недопустимо.
Постановлением Правительства РФ от 03.08.2016 N 751 в п.31 Правил от 30.12.2011 N 1223 внесены изменения, согласно которым сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. Данные изменения на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в законную силу не вступили.
Доводы апелляционной жалобы об опасности проживания в аварийном жилом помещении на содержание постановленного решения не влияют.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрен ст. 32 ЖК РФ.
Постановлением Администрации г. Омска от 7 декабря 2015 на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска признан непригодным для проживания
жилой дом " ... ", право собственности на который зарегистрировано за Трибунским В.В.
Пунктом 2 постановления рекомендовано собственникам жилых помещений в целях дальнейшего использования жилых помещений провести ремонт или реконструкцию.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.