Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Гапоненко Л.В., Емельяновой Е.В.
при секретаре Красавиной Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Первомайского районного суда г. Омска от 01 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Федеральной службы исполнения наказаний России от " ... " об отказе Софронову А. В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Софроновым А. В. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в установленном законом порядке.
Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России поставить Софронова А. В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с " ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия
Установила:
Софронов А.В. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Омской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты и возложении обязанности поставить на учет.
В обоснование иска указал, что в период с " ... " по настоящее время работает в органах уголовно-исполнительной системы ФСИН России, общая продолжительность службы составляет более 20 лет. " ... " он обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещением, приложив к заявлению необходимый пакет документов. В удовлетворении заявления было отказано в связи с предоставлением неполного пакета документов.
Просил признать решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от " ... " незаконным, обязать комиссию ФСИН России поставить Софронова А.В. на учет для получения указанной выплаты в установленном законом порядке.
Истец Софронов А.В. в судебное заседание не явился.
Его представитель Гриценко-Пауль Е.Н. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Омской области - Свотина Т.В. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что решение Комиссии ФСИН РФ не препятствует заявителю реализовать свое право на получение выплаты в случае предоставления всех необходимых документов, а также указала на то, что истцом совершены были действия по ухудшению жилищных условий.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России - Свотина Т.В. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что истцом был предоставлен неполный пакет документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно не была предоставлена выписка из домовой книги. Отметила, что, исходя из смысла п. 5 Правил, обязательному предоставлению подлежат оба документа - выписка из домовой книги (либо заменяющая ее поквартирная карточка) и копия финансового лицевого счета. Также истцу было отказано в постановке на учет по причине не предоставления выписки из ЕГРП об отсутствии прав на недвижимое имущество у его несовершеннолетнего сына, и по причине намеренного ухудшения истцом жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета в жилом помещении площадью 62 кв.м. по адресу: г. Омск, " ... ". Судом при постановке решения не были учтены указанные действия истца по ухудшению жилищных условий и не дана оценка указанным возражениям ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Софронова А.В. - Гриценко-Пауль Е.Н. просит ее оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыва на жалобу, заслушав представителя ФСИН России и УФСИН России по Омской области Свотину Т.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Софронова А.В. - Гриценко-Пауль Е.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Софронов А.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора отдела охраны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на " ... " составляет более 20 лет.
" ... " Софронов А.В. обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с заявлением (рапортом) для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" на состав семьи из двух человек (супруга Софронова А.В.).
Справкой секретаря комиссии Рытовой Т.Н. подтверждено принятие " ... " документов истца, необходимых при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписки из ЕГРПННИСН от " ... " жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма заявитель, его супруга не имеют.
Ранее единовременная социальная выплата ему не предоставлялась.
" ... " на заседании комиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы были проверены, признаны полными и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет Софронова А.В.
Согласно выписки из протокола N " ... " от " ... " ФСИН России принял решение об отказе Софронову А.В. в постановке на учет в связи с предоставлением неполного пакета документов (отсутствие выписки из домовой книги на " ... " в г. Омске и " ... " в г. Омске; отсутствие копии лицевого счета и выписки из домовой книги на " ... " в г. Омске; отсутствие выписки из ЕГРП в отношении несовершеннолетнего сына 2003 года рождения), а также в связи с ухудшением истцом жилищных условий в 2013 году.
Удовлетворяя исковые требования Софронова А.В. о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что истцом был представлен полный пакет документов, а отказ в постановке на учет не основан на законе.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о незаконности отказа ответчика в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Оценивая доводы ФСИН России в части того, что основанием для отказа в постановке на учет явилось не предоставление истцом выписки из домовой книги, районный суд правильно указал, что истец предоставил копию лицевого счета на " ... ", в которой зарегистрирован с супругой, а также на " ... ", где был зарегистрирован с " ... " по " ... ", и в такой связи предоставление выписки из домовой книги не требуется.
Апеллянт, повторно указывая на не предоставление выписки из домовой книги, ошибочно толкует материальный закон, полагая, что в случае проживания заявителем в квартире в многоквартирном доме, обязательному предоставлению для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты подлежит как копия лицевого счета, так выписка из домовой книги, вследствие чего доводы апелляционной жалобы в этой части подлежит отклонению.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства (статья 2).
Как следует из части первой статьи 3 указанного выше Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Согласно п. 6 Правил регистрации формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 82 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента, заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Пункт 85 названного Административного регламента предусматривает, что при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату.
Домовая книга в силу п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, п. 82 и 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Таким образом, выписка из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации истца и по предыдущему месту регистрации истца не могла быть представлена, так как такой документ для жилых помещений в многоквартирных домах не предусмотрен, в то время как в отношениях между собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирных домах и обслуживающими данные дома организациями, лицами, осуществляющими начисление коммунальных платежей, применяются финансовые лицевые счета на квартиру.
Представленные истцом копии лицевого счета на квартиру являются надлежащим документом и полностью подтверждает те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, указывает на собственника помещения, количество и инициалы лиц, зарегистрированных в данной квартире, даты постановки на регистрационный учет, площадь помещения.
В связи с указанным отсутствие копии выписки из домовой книги не могло явиться основанием отказа в постановке на учет для ее получения.
Судебная коллегия также полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о не предоставлении истцом копии выписки из ЕГРПНИ в отношении сына.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено предоставление документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Исходя из толкования вышеприведенных положений следует, что такие сведения предоставляются только на членов семьи, которые проживают совместно с заявителем.
Как указывает заявитель, ребенок - Софронов В.А., " ... " года рождения, проживает с матерью, совместно с ним никогда не проживал, с матерью несовершеннолетнего истец в браке никогда не состоял.
В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей.
При раздельном проживании родителей место жительства несовершеннолетних детей определяется по соглашению родителей, как это следует из п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ.
Так как в данном случае родители определили место проживания своего ребенка вместе с матерью, жилой площадью на которой проживает заявитель не пользуется и в установленном законом порядке не вселялся, оснований для требования предоставления истцом информации об отсутствии у несовершеннолетнего сына заявителя - Софронова В. А., " ... " г.р., имущества на праве собственности(выписки из ЕГРП) не имелось.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о совершении Софроновым А.В. намеренных действий, направленных на ухудшение его жилищных условий, что свидетельствует об отсутствии у заявителя права на момент подачи им рапорта на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ). При этом, перечень таких действий является открытым.
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Аналогичное правило закреплено в ст. 53 ЖК РФ.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что Софронов А.В. был зарегистрирован по адресу: г. Омск, " ... ", с " ... " по " ... ", где зарегистрированы также Софронов В.А. и Софронова В.А. - отец и мать истца. Указанное жилое помещение, площадью 62 кв.м., принадлежит на праве собственности в порядке приватизации отцу истца - Софронову В. А. (л.д. 51).
" ... " истец был зарегистрирован в жилом помещении, площадью 50,30 кв.м., находящемся в пользовании у матери его супруги, по адресу: г. Омск, " ... " В данном жилом помещении, помимо истца, зарегистрированы Софрнова О.А. 9 супруга истца), Куликова А.В. (дочь супруги истца) и Нагорная М.А. (внучка нанимателя) (л.д. 52).
Из пояснений представителя истца следует, что с момента регистрации брака ( " ... ") по настоящее время Софронов А.В. проживает в находящейся в пользовании у матери его супруги квартире (г. Омск. " ... "). При этом, из материалов дела следует, что до " ... " истец сохранял регистрацию по прежнему месту жительства - г. Омск, " ... ", где проживал до июля 2011 года.
Из содержания ст. 53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующих принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Действия истца по снятию с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: г. Омск, " ... " в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м., а также отказ от права пользования указанным жилы помещением, расценивается судебной коллегией не иначе как ухудшение жилищных условий сотрудника, к искусственному созданию нуждаемости в жилье с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Доводы представителя истца о том, что истец был снят с регистрационного учета в указанном жилом помещении по требованию собственника данного помещения (отца истца), судебная коллегия находит неубедительными. О намеренном характере действий истца по ухудшению его жилищных условий с целью приобретения права на данную социальную выплату свидетельствуют те обстоятельства, что Софронов А.В. обратился с заявлением о постановке его на соответствующий учет фактически сразу же после совершения действия по снятию с регистрационного учета в указанной квартире.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
На момент подачи заявления о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты ( " ... ") 5 лет с момента совершения указанных выше действий, приведших к ухудшению жилищных условий истца, не истекли.
С учетом изложенного, ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ответчика об отказе в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о возложении на ФСИН России обязанности по принятию Софронова А.В. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с " ... ".
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным. Оно принято с нарушением норм материального права, что в силу пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
апелляционную жалобу ФСИН России удовлетворить, решение Первомайского районного суда города Омска от " ... " отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Софронову А. В. о признании незаконным решения ФСИН России от " ... " об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты и обязании ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из двух человек - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.