Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Зубовой Е.А. и Дьякова А.Н.
при секретаре Бурлевич А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 31 августа 2016 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Матненко С.И., на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым Матненко С.И. в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда" и выдать удостоверение отказано.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
установила:
Матненко С.И. обратился с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда". Указал, что с " ... " по " ... " проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР и в период прохождения службы был награжден знаком "Отличник Военно-Воздушных Сил". " ... ". истцу была назначена пенсия по старости. " ... ". обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". В присвоении звания "Ветеран труда" истцу было отказано, поскольку отсутствуют правовые основания отнесения нагрудного знака "Отличник Военно-Воздушных Сил" к ведомственным знакам, так как награждение ими производилось приказами не Министра обороны, а должностных лиц более низкого ранга. Полагает данный отказ незаконным. Просил признать отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложить на ответчика обязанность принять решение о присвоении истцу звания "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, полагал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" является законным и обоснованным, поскольку действующим законодательством нагрудный знак "Отличник ВВС" к ведомственным знакам отличия не относится. Нагрудный знак был выдан истцу в период прохождения военной службы по призыву, что не является исполнением трудовых обязанностей.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что награждение нагрудным знаком "Отличник ВВС" не связано с продолжительным добросовестным трудом, указанный знак не является ведомственным знаком отличия в труде. Ведомственными знаками отличия в труде являются знаки, учрежденные решениями органа государственного управления, входившего в систему государственных органов СССР.
Представитель Правительства Омской области в письменном отзыве на исковое заявление указала на отсутствие правовых оснований для возложения на Правительство Омской области обязанности присвоить Матненко С.И. звание "Ветеран труда".
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Матненко С.И. просит решение суда отменить. Оспаривает выводы суда о том, что нагрудный знак "Отличник ВВС" не является ведомственной наградой. Считает, что любое министерство, в данном случае Министерство обороны СССР, имеет право делегировать присвоение званий и наград. Прохождение военной службы считает разновидностью трудовой деятельности. Таким образом, знак "Отличник ВВС" является ведомственным знаком отличия в труде.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав представителей Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, Министерства труда и социального развития Омской области, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Матненко С.И., " ... " года рождения с " ... " является получателем трудовой пенсии по старости, стаж работы на момент назначения пенсии составляет более " ... ". В период прохождения военной службы по призыву с " ... " г. приказом командира войсковой части от " ... " награжден нагрудным знаком "Отличник ВВС". В " ... " Матненко С.И. обратился в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда". Согласно уведомлению Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску от " ... " Матненко С.И. отказано в присвоении звания.
Отказывая в исковых требованиях, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Омской области от 24.07.2006 N 781-03 "О присвоении звания "Ветеран труда" на территории Омской области", Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Омской области", утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 100-п, пришел к обоснованному вводу о законности отказа Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску в присвоении Матненко С.И. звания "Ветеран труда".
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" предусматривает наличие двух условий: награждение орденами, медалями, присвоение почетных званий СССР и РФ или награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие соответствующего трудового стажа. По смыслу указанных норм основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ни законодательством РФ, ни законодательством Омской области, не установлен. Отнесение тех или иных наград к ведомственным знакам отличия в труде, возможно исходя из положений нормативных актов министерств и ведомств, которые осуществляли награждение такими знаками.
В соответствии с подп. 27 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ", порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот определяет Министр обороны РФ.
Согласно п. 3 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ" ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны РФ и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых, указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия. В соответствии с п. 4 указанного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны РФ, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
Нагрудный знак "Отличник Военно-Воздушных Сил" был учрежден Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил". В соответствии с п. п. 2, 3 Положения нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных Сил" награждались солдаты, матросы, сержанты и старшины Военно-Воздушных Сил, а также авиации ПВО страны, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества.
Пунктами 5, 7 данного Положения было предусмотрено, что право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы. Награда заносится в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет.
Действующие нормативные акты не содержат положений, относящих нагрудный знак "Отличник Военно-Воздушных Сил" к ведомственным знакам отличия, и действовавшее в период военной службы истца Положение, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67, также не содержало сведений о том, что нагрудный знак "Отличник Военно-Воздушных Сил" является ведомственным знаком отличия, решение о награждении данным нагрудным знаком принималось не Министром обороны РФ или лицом его замещающим, а иными лицами.
Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж. Однако это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью. Нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде.
Таким образом, оснований для отнесения нагрудного знака "Отличник Военно-Воздушных Сил" к ведомственным знакам отличия в труде, награждение которыми дает основания для присвоения звания "Ветеран труда" не имеется.
Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.