Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда: Зубовой Е.А., Дьякова А.Н.
при секретаре Бурлевич А.И.
рассмотрела в судебном заседании 31 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе Малекиной Р. Г. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... ", которым в удовлетворении исковых требований Малекиной Р. Г. к Военному комиссариату Омской области, Министерству обороны РФ о перерасчете размера процентной надбавки за выслугу лет, взыскании невыплаченной части пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Малекина Р.Г. обратилась с иском к Военному комиссариату Омской области, Министерству обороны РФ о перерасчете размера процентной надбавки за выслугу лет, взыскании невыплаченной части пенсии.
В обоснование указала, что с " ... " по " ... " проходила военную службу в составе Вооруженных сил Кыргызской Республики. По расчету Минобороны Кыргызстана ее выслуга лет составила в календарном исчислении - " ... " лет, в льготном исчислении - " ... " года, на основании чего ей с " ... " была назначена пенсия в размере " ... " % от денежного довольствия военнослужащего и установлена надбавка к пенсии из указанной выслуги. В связи со сменой места жительства и постановкой на воинский учет в Военном комиссариате Омской области был произведен перерасчет размера ее пенсии, с " ... " назначена пенсия в размере " ... " % от денежного довольствия военнослужащего, надбавка за выслугу установлена в размере 20 %, при этом календарная выслуга лет определена - " ... " лет, общая выслуга - " ... " лет. Решением Центрального районного суда города Омска от " ... " по иску военного прокурора Омского гарнизона в интересах Малекиной Р.Г. на Военный комиссариат Омской области и ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области" была возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии истца исходя из " ... " % от денежного довольствия военнослужащего с " ... ". Вместе с тем при определении размера надбавки за выслугу лет ответчиком из расчета выслуги был исключен период ее службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики. При обращении к ответчику был дан ответ со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074 "О порядке начисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет". При этом данным нормативным актом предусмотрено, что для начисления надбавки за выслугу лет засчитывается военная служба граждан РФ в вооруженных силах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве. Ссылаясь на Договор между Россией и Кыргызстаном, ратифицированный 22.12.1994 года, полагала, что период военной службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики с " ... " необоснованно исключен при исчислении выслуги лет для определения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, поскольку ее выслуга для назначения надбавки подлежит исчислению по пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет, утвержденных Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1074.
Просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет из расчета ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 40 % оклада денежного содержания, взыскать с ответчика невыплаченную часть пенсии за период с " ... " в размере 141 777,50 рублей.
Первоначально исковые требования в интересах Малекиной Р.Г. были заявлены военным прокурором Омского гарнизона, в которых он просил о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии Малекиной Р.Г. за выслугу лет из расчета надбавки за выслугу лет в размере 30 % оклада денежного содержания, а также о взыскании невыплаченной части пенсии за период с " ... " в сумме 51 717,61 рублей и индексации в размере 7 369,76 рублей. Вместе с тем определением суда от " ... " принят отказ процессуального истца от иска в связи с несогласием материального истца Малекиной Р.Г. с требованиями прокурора.
Истец Малекина Р.Г. и ее представитель Малекин И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Военного комиссариата Омской области Лазарева С.Л. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в котором, ссылаясь на Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 года и от 15.05.1992 года, а также на консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года", просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что Малекина Р.Г. проходила военную службу в Вооруженных Силах Кыргызской Республики, при этом в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы не переводилась, соответствующий международный договор относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данного государства в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключался, следовательно, период ее службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики подлежит исключению из расчета для назначения процентной надбавки за выслугу лет. При этом данный период службы учтен при определении выслуги для назначения пенсии.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ Янченко В.В. просил в иске отказать по аналогичным основаниям.
Представитель военного прокурора Омского гарнизона Родионов О.А. полагал, что Малекина Р.Г. может претендовать на надбавку только в размере 30 %, в связи с чем оставил разрешение заявленных ею требований на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области".
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Малекина Р.Г. просит решение отменить. Считает, что выслуга лет для назначения надбавки к пенсии подлежит исчислению в соответствии с пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074. При этом указывает на наличие заключенных между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой международных соглашений, в частности Договора о сотрудничестве в военной области, ратифицированного 22.12.1994 года, Договора о военной службе граждан РФ в Вооруженных Силах Кыргызской Республики, ратифицированного 11.08.1995 года, Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 года и от 15.05.1992 года, закрепляющих сохранение и обеспечение прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Полагает, что спорный период ее службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики подлежит включению в выслугу лет для определения процентной надбавки к окладу денежного содержания, а надбавка - установлению в размере 40 %.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Омской области просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области" в своих возражениях на жалобу полагает решение суда законным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом ( " ... ").
Проверив материалы дела, выслушав истца Малекину Р.Г. и ее представителя Малекина И.Н., поддержавших жалобу, представителя ответчика Лазареву С.Л., возражавшую против ее удовлетворения, старшего помощника военного прокурора Омского гарнизона Гурулева О.А., полагавшего возможным решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены оспариваемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Малекина Р.Г. была призвана на военную службу в составе Вооруженных Сил Кыргызской Республики " ... ", зачислена в списки личного состава с " ... ", откуда была уволена в запас приказом Министра Обороны Кыргызской Республики от " ... " N " ... ", исключена из списков личного состава с " ... " и направлена для постановки на воинский учет в Октябрьский РВК г. Ижевска Российской Федерации. При увольнении ей была исчислена выслуга лет в Вооруженных Силах: календарная - " ... ", в льготном исчислении - " ... ".
" ... " Малекиной Р.Г. по месту жительства в " ... " по линии Министерства обороны РФ была назначена пенсия за выслугу лет в размере " ... "% денежного довольствия (из расчета календарной выслуги - " ... ", в льготном исчислении " ... ") с начислением 55% надбавки за выслугу лет ( " ... ").
С " ... " Малекиной Р.Г. произведен перерасчет пенсии в связи с уточнением выслуги лет, установленной при увольнении (а именно, календарная - " ... ", в льготном исчислении - " ... "), назначена пенсия в размере " ... " % денежного довольствия с начислением 70% надбавки к пенсии за выслугу лет ( " ... ").
В связи с переездом в " ... " и постановкой на воинский учет в военном комиссариате Омской области с " ... " пенсия истцу рассчитана из нового оклада и составила " ... " % денежного довольствия с учетом выслуги - " ... " с начислением 15 % ежемесячной надбавки к пенсии за выслугу лет.
На основании разъяснений ФКУ "Управления финансового обеспечения РФ по Свердловской области" от " ... " ежемесячная надбавка к пенсии за выслугу лет была пересчитана и определена с " ... " в размере 20% за выслугу " ... " (с " ... " по " ... ").
Решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " по делу N " ... ", вступившим в законную силу " ... ", на Военный комиссариат Омской области и ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области" возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии истца исходя из " ... " % от денежного довольствия военнослужащего с " ... " с учетом выслуги лет, установленной при увольнении Малекиной Р.Г. из Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
Согласно расчета ответчика на день рассмотрения спора основной размер пенсии истца составляет " ... "% денежного довольствия (выслуга " ... ") и 20% процентной надбавки за выслугу ( " ... ").
Полагая, что ответчик при расчете выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки к пенсии также необоснованно исключил период службы истца в Вооруженных Сил Кыргызской Республики с " ... " по " ... " и тем самым уменьшил надбавку к пенсии до 20 %, вместо 40% (при выслуге " ... "), Малекина Р.Г. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, придя к выводу, что при расчете процентной надбавки за выслугу лет спорный период службы истца учету не подлежал, отказал в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет из расчета ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 40 % оклада денежного содержания, взыскать с ответчика невыплаченную часть пенсии за период с " ... " в размере 141 777,50 рублей.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Российская Федерация и Кыргызская Республика являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992 года) и от 15.05.1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15.05.1992 года).
Согласно ст. 1 Соглашения от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В соответствии со ст. 2 Соглашения от 14.02.1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями
В ст. 1 Соглашения от 15.05.1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
В ч. 2 названной статьи установлено, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15.05.1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09.12.2009 года N 01-1/2-09".
Приведенное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, как было верно отмечено судом первой инстанции в решении, дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года для исчисления выслуги лет установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства: в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2).
При этом применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Вместе с тем, при определении в данном случае размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Закрепленное в Соглашениях от 14.02.1992 года и 15.05.1992 года положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
В Российской Федерации правовые основания назначения пенсий военнослужащим и порядок их исчисления содержатся в Законе РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 14 Закона установлены размеры пенсии за выслугу лет лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50% денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% указанных сумм.
Согласно ст. 43 названного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Действовавшим в период назначения Малекиной Р.Г. пенсии постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ", было установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам засчитываются, в том числе, периоды военной службы в Вооруженных Силах РФ, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также военной службы в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции) других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим.
Размеры ежемесячной надбавки были установлены в п.6 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции на момент назначения пенсии), и составляли при выслуге 25 лет и более - 70 процентов к окладам денежного содержания.
В соответствии с приведенными положениями при назначении пенсии за выслугу лет Малекиной Р.Г. период ее службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики с " ... " по " ... " подлежал учету и был учтен, пенсия истца была рассчитана за выслугу " ... " в размере " ... " % денежного довольствия ( " ... "), с ежемесячной надбавкой в размере 70% при выслуге более " ... ".
Федеральным законом от 08.11.2011 года N309-ФЗ в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2012 года.
Статья 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была изложена в новой редакции, где указано, что отдельные выплаты военнослужащим устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами.
Федеральным законом N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", принятым 07.11.2011 года (далее Федеральный закон N 306-ФЗ), с 01.01.2012 года установлена новая система денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона, денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В ч. 13 той же статьи были определены иные размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, которая составляет: 10 % - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 % - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 % - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 % - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 % - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 % - при выслуге 25 лет и более.
При этом ч. 14 той же статьи содержит положение, что правила исчисления выслуги лет для назначения надбавки, указанной в ч. 13 настоящей статьи, определяются Правительством РФ.
Во исполнение данного положения Правительством РФ были приняты Постановления от 05.12.2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" и от 21.12.2011 года N 1074 "Об утверждении Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" (далее Правила).
Статьей 2 Правил предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством РФ;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Приведенные положения Российского законодательства не предусматривают возможности включения периодов службы граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников СНГ, за исключением случаев их перевода в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, а также в вооруженных силах государств - бывших республик Союза ССР до 1 января 1995 года.
Вместе с тем, поскольку Малекина Р.Г. была уволена с действительной военной службы из Вооруженных Сил Кыргызской Республики и в установленном порядке после данной службы в Вооруженные Силы РФ не переводилась, ей с учетом приведенных выше Правил правомерно в выслугу лет для назначения надбавки был включен период службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики по " ... ". Доводы апелляционной жалобы об обратном состоятельными не являются и коллегией отклоняются.
Мнение истца о том, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, подлежит применению и в случае расчета ежемесячной надбавки коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном толковании и применении норм права.
Внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих с 01.01.2012 года было обусловлено принятием Федерального закона N 306-ФЗ, установившим повышенные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих и окладам по званию.
Редакция 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливавшая ранее конкретные размеры надбавки за выслугу лет и приведенная выше, была изменена Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ и содержит указание на установление отдельных выплат военнослужащим с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы в соответствии с Федеральным законом N 306-ФЗ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами.
Соответственно, ранее назначенные пенсии подлежали перерасчету в соответствии со всеми новыми условиями, а именно, как по вновь установленным размерам должностных окладов, окладов по воинскому званию, ранее рассчитанной выслуге лет, так и по новым условиям определения выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки. При этом новое правовое регулирование не должно повлечь снижение уровня социальных гарантий, размеров пенсионного обеспечения.
В ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 306-ФЗ, предусмотрено, что в случае уменьшения размера пенсий в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, за гражданами, уволенными с военной службы, сохраняются размеры пенсий и доплат к ним, установленные в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, из представленных ответчиком материалов видно, что с " ... " основной размер пенсии истца ( " ... " % денежного довольствия), без учета районного коэффициента, составлял " ... " рублей (с надбавкой 70% за выслугу более " ... " в размере " ... " рублей).
После применения нового расчета пенсии и новых окладов денежного содержания основной размер пенсии истца ( " ... " % денежного довольствия) увеличился до " ... " рублей (с надбавкой 20 % за выслугу " ... " в размере " ... " рублей).
При таких обстоятельствах приведение в " ... " году в соответствие с действующим законодательством расчета процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения Малекиной Р.Г., при этом неверное исчисление ответчиком надбавки до " ... " прав истца не нарушает, перерасчет с указанной даты размера пенсии ( " ... " % денежного довольствия) на основании решения Центрального районного суда г. Омска от " ... " ответчиком произведен, что не оспаривалось сторонами.
С учетом изложенного суд верно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету пенсии истца с установлением размера процентной надбавки за выслугу лет 40% и взыскании невыплаченной части пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о применении к рассматриваемым отношениям пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, и обоснованно отклонены им в решении, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой относительно зачета периодов службы в Вооруженных Силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось, а Соглашения от 14.02.1992 года и 15.05.1992 года эти вопросы, вопреки доводам жалобы, не регламентируют. Дополнительной мотивировки в отклонении указанных доводов, по мнению коллегии, не требуется.
Ссылка истца на наличие заключенных между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой международных соглашений, в частности Договора о сотрудничестве в военной области, подписанного 05.07.1993года и ратифицированного Федеральным законом от 22.12.1994 года N72-ФЗ, Договора о военной службе граждан РФ в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и их статусе, подписанного 21.07.1994 года и ратифицированного Федеральным законом от 11.08.1995 года N138-ФЗ, состоятельной также не является и на законность решения суда не влияет.
Договор о сотрудничестве в военной области от 05.07.1993 года заключался в интересах обеспечения коллективной безопасности с учетом принятых в обоих государствах законов и решений о создании собственных Вооруженных сил. При этом в статье 9 Договора предусматривалось, что Стороны обеспечивают социальные и правовые гарантии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, уволенным с военной службы, в том числе и при их выезде с территории одной Стороны на территорию другой, в соответствии с действующим на территориях Сторон законодательством.
В статье 10 Договора о военной службе граждан РФ в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и их статусе от 21.07.1994 года указано, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих - граждан РФ и членов их семей регулируются Соглашением от 15.05.1992 года, которое было применено при разрешении настоящего спора.
Ссылка в жалобе на преюдициальное значение решения Центрального районного суда г. Омска от " ... " по делу N " ... " и апелляционного определения от " ... " по тому же делу не может быть принята во внимание, поскольку вопросы исчисления надбавки за выслугу к пенсии истца тем решением не рассматривались. А расчет выслуги лет для назначения пенсии (ее размера), что было предметом рассмотрения по делу N " ... ", и для определения размера надбавки к пенсии имеет различное правовое регулирование, приведенное выше.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.