Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей Перминова П.В., Сокова А.В.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчиков и.о. начальника отделения Территориального отделения в Брянской области - г. Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации Дрыковой Т.А. и Министерства обороны Российской Федерации Миронова М.А. на решение Карачевского районного суда Брянской области от 15 марта 2016 года по иску Колесниковой И.В., Колесникова А.В., Жидовой Т.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Жидовой К.А. к Территориальному отделению в Брянской области - город Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищное обеспечение" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., возражения Колесниковой И.В. и адвоката Кузьменкова С.В., действующего в интересах Колесниковой И.В., Колесникова А.В., Жидовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесникова И.В., Колесников А.В., Жидова Т.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Жидовой К.А. обратились в Карачевский районный суд с иском к Территориальному отделению в Брянской области - город Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищное обеспечение" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение - "адрес" в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований ссылаются на то, что спорная квартира, как служебная предоставлялась на основании договора найма служебного жилого помещения, который был заключен с Колесниковым В.В. ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с расторжением брака с Колесниковым В.В. и переводом его к месту другой службы, в данной квартире остались проживать истцы, с которыми никакого договора не заключалось. Решением Карачевского районного суда Брянской области от 18.07.2014 установлено, что спорная квартира является собственностью Российской Федерации, состоит на балансе ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, служебным не является. Считают, что они проживают в данном жилом помещении на основании договора социального найма. Обращение к ответчикам с заявлением о приватизации жилого помещения осталось без удовлетворения.
Просили признать право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
Решением Карачевского районного суда Брянской области от 15 марта 2016 года иск удовлетворен.
В апелляционных жалобах представители ответчиков и.о. начальника отделения Территориального отделения в Брянской области - г. Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации Дрыкова Т.А. и Министерства обороны Российской Федерации Миронов М.А. просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм права, полагают, что законных оснований для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации не имелось.
В суде апелляционной инстанции Колесникова И.В. и адвокат Кузьменков С.В., действующий в интересах Колесниковой И.В., Колесникова А.В., Жидовой Т.В. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения явившихся лиц, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Судом установлено, что спорная квартира "адрес", расположена в военном городке N (войсковая часть N) и была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему по контракту Колесникову В.В. на состав семьи из 4 человек на основании ордера на вселение в служебное жилое помещение, однако номер дома ранее значился N (л.д. 117). Затем номер дома был изменен на N
ДД.ММ.ГГГГ с Колесниковым В.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения, но уже кв. N дома N (л.д. 46).
ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.В. и члены его семьи зарегистрированы на спорной жилой площади (л.д. 119).
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами Колесниковыми прекращен, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями Колесников В.В. переведен на новое место службы в другой населенный пункт, он был снят с регистрационного учета.
В квартире на момент рассмотрения дела зарегистрированы Колесникова И.В., ее дети Колесников А.В., ДД.ММ.ГГГГ и Жидова (Колесникова) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внучка Жидова К.А. (л.д. 57).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 N 1563-р военный городок, расположенный по адресу: "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что в связи с исключением военного городка из перечня закрытых военных городков, спорное жилое помещение не может являться служебным, документов, подтверждающих отнесение данного жилого помещения к служебному, не имеется, решением суда от 18 июля 2014 года установлена несостоятельность довода истца о том, что данное жилое помещение является служебным.
Договор найма служебного жилого помещения был заключен с Колесниковым В.В. на срок до ДД.ММ.ГГГГ. С момента исключения военного городка из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Между тем, судебная коллегия находит, что судебное постановление принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Решение Карачевского районного суда Брянской области от 18.07.2014 не имеет преюдициального значения для данного дела, т.к. оно было рассмотрено по иску военного прокурора Брянского гарнизона к Колесниковой И.В. и членам семьи, проживающим с ней о выселении. Отказывая в иске о выселении, суд сослался на нормы п. 4 ст. 108 ЖК РСФСР о выселении из служебного жилого помещения, при этом ответчиками не заявлялось и не рассматривалось судом требование о признании за Колесниковыми права проживания на условиях социального найма.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений".
При решении вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истцы занимают данное жилое помещение на условиях социального найма.
Данный вывод суда не основан на нормах закона.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Колесникову В.В., установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, Колесников В.В. не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Колесникову В.В. на основании служебного ордера Брянской КЭЧ Министерства обороны для временного проживания на период службы.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Согласно сведениям о наличии и использовании жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ "адрес" относится к категории специализированного жилого фонда (л.д. 51).
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
Учитывая вышеизложенное, исходя из установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для применения к сложившимся правоотношениям положений о социальном найме, не имеется. Соответственно, оснований для приватизации спорного жилья также не имеется. В связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании права собственности в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карачевского районного суда Брянской области от 15 марта 2016 по делу по иску Колесниковой И.В., Колесникова А.В., Жидовой Т.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Жидовой К.А. к Территориальному отделению в Брянской области - город Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищное обеспечение" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи П.В. Перминов
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.