Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Катасоновой С.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Управление лесами Брянской области КВМ на решение Советского районного суда г.Брянска от 12 мая 2016 года по иску ПЛА к Управлению лесами Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения ПЛА, представителя Департамента финансов Брянской области МСВ, судебная коллегия
установила:
ПЛА обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 1 февраля 2007 года она принята на государственную гражданскую службу Брянской области в Управление лесами Брянской области и назначена на ведущую государственную должность категории "руководители" - начальником отдела правовой и кадровой работы.
С 13 ноября 2015 года вышла на государственную пенсию за выслугу лет.
За многолетний добросовестный труд в лесном хозяйстве, безупречную и эффективную гражданскую службу, высокие достижения в служебной деятельности награждена почетной грамотой.
При увольнении ей не выплачено единовременное поощрение в размере 62 160 руб. и с 2009 года не выплачивали денежные средства на курортно-санаторное лечение в размере 270 000 руб.
С учетом уточненных исковых требований ПЛА взыскать с Управления лесами Брянской области, Департамента финансов Брянской области в её пользу единовременное поощрение с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере пяти окладов денежного содержание в сумме 62 160 руб., денежные средства на санаторно-курортное лечение и отдых в сумме 120 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 руб.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель Управления лесами Брянской области ПОБ исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, поскольку ответчик является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством в области лесных отношений. Средства на осуществление полномочий ответчика предоставляется в виде субвенций из федерального бюджета. Указанные субвенции ответчику не предоставлены. Ответчик не имеет полномочий по оплате взыскиваемых сумм при отсутствии разрешений со стороны Рослесхоза и Департамента финансов Брянской области.
Пунктом "г" части 1 статьи 16 Закона Брянской области за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения: выплата единовременного поощрения в связи с выходом гражданского служащего па государственную пенсию за выслугу лет. Согласно части 2 указанной статьи, решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 настоящей статьи принимается руководителем соответствующего государственного органа Брянской области и оформляется правовым актом этого государственного органа.
Положением абзаца 3 пункта 2 статьи 24 указанного Закона установлено, что статья 16 в части выплаты единовременного поощрения в связи с выходом гражданского служащего на государственную пенсию за выслугу лет вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Указанный закон до настоящего времени не принят. До вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, государственным гражданским служащим Брянской области при достижении возраста, дающего право па государственную пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо на государственную пенсию, которая досрочно оформлена в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при условии замещения должности государственной гражданской службы на день достижения указанного возраста либо установления факта инвалидности производится единовременная выплата, но не более одного раза за весь период нахождения на государственной гражданской службе Брянской области, в размере пяти должностных окладов по замещаемой ими на день увольнения должности гражданской службы, размер такой выплаты должен составлять 41 440 руб.
По факту выплаты денежных средств на санаторно-курортное лечение пояснил, что указанные выплаты осуществляются на основании письменного заявление к отпуску, указанные заявления истцом не предоставлялись.
Представитель ответчика Департамента финансов Брянской области МСС исковые требования не признал, пояснив, что департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку не состоит в трудовых отношениях с истцом. В остальном, поддержал доводы представителя управления лесами Брянской области.
Представитель третьего лица Рослесхоз в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ходатайств не заявлял.
Решением суда от 12 мая 2016 года иск удовлетворен частично.
Суд взыскал с Управления лесами Брянской области в пользу ПЛА единовременное поощрение с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере пяти окладов денежного содержание в сумме 41 440 руб., денежные средства на санаторно-курортное лечение и отдых в сумме 120 000 руб., компенсацию морального вреда и размере 2 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 2 500 руб.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управление лесами Брянской области КВМ просил отменить решение суда как постановленное с нарушением трудового и гражданского законодательства, ссылаясь на доводы, приведенные в суде первой инстанции, дополнительно указав на опечатку в резолютивной части решения суда в части формулировки окладов, подлежащих выплате в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика Управления лесами Брянской области, третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Пункт 4 части 1 ст. 55 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ФЗ от 22 июля 2004 г. N 79-ФЗ, решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи принимается представителем нанимателя.
Согласно ч. 5 ст. 55 указанного ФЗ, решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи оформляются правовым актом государственного органа.
Аналогичные положения содержатся в статье 16 Закона Брянской области от 16 июня 2005 N 46-З "О государственной гражданской службе Брянской области".
Положением абзаца 3 пункта 2 статьи 24 указанного Закона, установлено, что статья 16 (в части выплаты единовременного поощрения в связи с выходом гражданского служащего на государственную пенсию за выслугу лет) вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
До вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, гражданским служащим Брянской области при увольнении с гражданской службы Брянской области, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части первой статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", после достижения возраста, дающего право на пенсию в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при условии замещения должности государственной гражданской службы на день достижения указанного возраста либо установления факта инвалидности и наличия стажа государственной службы не менее 15 лет, производится выплата единовременного поощрения, но не более одного раза за весь период нахождения на государственной гражданской службе Брянской области, в размере пяти должностных окладов по замещаемой ими на день увольнения должности гражданской службы.
Частью 1 статьей 14 Закона Брянской области "О государственной гражданской службе Брянской области" предусмотрены дополнительные государственные гарантии гражданских служащих Брянской области, в том числе право на выплату денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых в размерах и порядке, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 указанной статьи гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категории "руководители", имеют право на выплату за счет средств областного бюджета, но не более одного раза в год, денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых, которые выплачиваются в следующих размерах: гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей категории "руководители", - 40 тысяч рублей;
Решение о выплате денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых принимается руководителем соответствующего государственного органа по письменному заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что ПЛА с 1 февраля 2007 года принята на государственную гражданскую службу Брянской области в Управление лесами Брянской области и назначена на ведущую государственную должность категории "руководители" - начальником отдела правовой и кадровой работы.
Должностной оклад составлял 8 288 руб., оклад за классный чин 4 144 руб., то есть оклад денежного содержания составлял 12 432 руб.
С 13 ноября 2015 года ПЛА вышла на государственную пенсию за выслугу лет.
Стаж государственной гражданской службы составляет 25 лет 4 месяца 4 дня.
За многолетний добросовестный труд в лесном хозяйстве, безупречную и эффективную гражданскую службу, высокие достижения в служебной деятельности награждена почетной грамотой.
Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет работодателем не производилась.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, обоснованно исходил из того, что истец как гражданский служащий за безупречную и эффективную гражданскую службу имеет право на поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, в связи с чем правомерно взыскал с работодателя единовременную выплату в размере 41 440 рублей, размер которой определен в соответствии с положениями статьи 24 Закона Брянской области от 16 июня 2005 N 46-З.
Удовлетворяя требования в части взыскания денежных средств за санаторно-курортное лечение и отдых, суд исходил из того, что за период с 2013 года по момент увольнения (13 ноября 2015 года) истцу на основании ее заявлений денежные средства на санаторно-курортное лечение не выплачивались, в связи с чем взыскал с ответчика Управления лесами Брянской области 120 000 руб. (40 000 руб. х 3 года).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец к работодателю с заявлением о выплате денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых обращалась только в 2014 году (л.д. 162-164), доказательств её обращения в 2013 и 2015 годах в материалах дела отсутствует и истцом не представлено.
Заявление истца о выплате денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых, датированное 8 февраля 2016 года (л.д.93), судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку подано работодателю после увольнения.
В связи с чем, решение суда в части взыскание средств на санаторно-курортное лечение за период с 2013 год по 2015 года подлежит изменению.
Поскольку нарушением трудовых прав истцу причинены нравственные страдания, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ, размер которой соответствует принципам разумности и справедливости с учетом обстоятельств дела, степени вины работодателя.
Судебные расходы на оплату услуг представителя взысканы судом в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вышеуказанные выплаты возможны только при условии финансирования из бюджета субъекта РФ, их выплата зависит от объема субвенций - не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по сути решения, поскольку указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права гражданского служащего на данные выплаты.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, что в силу положений ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не является основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 12 мая 2016 года изменить в части взыскания денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых.
Взыскать с Управления лесами Брянской области в пользу ПЛА денежные средства на санаторно-курортное лечение и отдых в сумме 40 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда С.В. Катасонова
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.