Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Катасоновой С.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Брянской городской администрации КЭВ на решение Советского районного суда г.Брянска от 17 мая 2016 года по иску ДАВ, ДПН к Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя Брянской городской администрации КЭВ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ДАВ - ФЛФ, судебная коллегия
установила:
ДАВ, ДПН обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проживают в "адрес" по адресу: "адрес"А.
Решением межведомственной комиссии Советской районной администрации г.Брянска по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 7 февраля 2013 года указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания и включен в список ветхого и непригодного для проживания муниципального жилищного фонда города Брянска.
Постановлением Брянской городской администрации от 3 апреля 2015 года N 769-П спорный дом включен в список очередности сноса ветхого жилищного фонда под N 127.
Распоряжением Советской районной администрации г.Брянска с 21 апреля 2010 года ДАВ принята на жилищный фонд для получения жилого помещения.
Ссылаясь на требования статьи 57 Жилищного кодекса РФ, считают нарушенным их право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку жилое помещение по адресу: "адрес""А", "адрес", в котором они постоянно проживают, признано непригодным для проживания.
С учетом уточнений истцы просили обязать Брянскую городскую администрацию предоставить вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта - г. Брянск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 38,1 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта - город Брянск.
Решением суда от 17 мая 2016 года иск удовлетворен.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить ДАВ, ДПН с составом семьи 4 человека, в том числе ДДП (сын), ДОП (дочь), вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта - г. Брянск, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 38,1 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта г. Брянск.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений представитель ответчика Брянской городской администрации КЭВ просила отменить решение суда, указывая в доводах, что у истцов не возникло право на предоставление им жилого помещения вне очереди, поскольку спорный дом аварийным, не подлежащим ремонту или реконструкции не признан. Доказательств того, что дальнейшее проживание в данном доме создает угрозу жизни и здоровью гражданам, не представлено.
Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, ДДП, ДОП, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало, а также в отсутствии истцов ДАВ, ДПН, представивших письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что ДАВ, ДПН являются собственниками квартиры площадью 38,1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", по ? доли в праве.
В квартире зарегистрированы: ДАВ, ДПН, ДОП, ДДП
Распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 4 мая 2010 года N 129-р ДАВ признана малоимущей и принята на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди с 21 апреля 2010 года, с составом семьи 4 человека, в том числе: ДПН муж, ДДП сын, ДОП дочь.
Решением межведомственной комиссии Советской районной администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 7 февраля 2013 года N40/1, утвержденным распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 26 февраля 2013 года N 47-р, "адрес""А" по "адрес" признан непригодным для постоянного проживания.
Решением межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 1 марта 2013 года, утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 3 апреля 2013 года N 769-н, указанный дом включен в Список очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.
Из технического обследования ГУП "Брянсккоммунпроект" от 2012 года следует, что здание, расположенное по адресу: "адрес""А", длительное время капитально не ремонтировалось и находилось без надлежащего технического надзора; все основные несущие конструкции имеют повреждения в той или иной степени и находятся в ограниченно работоспособном, а отдельные конструкции (фундаменты и стены) в недопустимом состоянии. Общий физический износ здания составляет 65,4%. Здание имеет моральный износ, так как существующие архитектурно-планировочные и санитарные решения не отвечают действующим нормативным документам согласно п. 34 МДС 13-21.2007, реконструкцию или капитальный ремонт в полном объеме выполнять экономически нецелесообразно. Здание подлежит сносу. До сноса необходимо провести поддерживающий ремонт в объеме охранных мероприятий, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания в нем людей на необходимый срок (до сноса).
Удовлетворяя исковые требования, суд перовой инстанции исходил из того, что право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе собственнику жилого помещения, признанному малоимущим. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения многоквартирного жилого дома, признанного непригодным для проживания, не исключает возможность его обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017 г.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что спорный дом не включен в региональную адресную программу, в установленном законом порядке не подлежащим ремонту и реконструкции не признан, в связи с чем истцы не имеют права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, соглашения о предоставлении другого жилого помещения либо о выкупе занимаемого жилого помещения отсутствуют.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Советского районного суда г.Брянска от 17 мая 2016 года, приняв новое решение об отказе в удовлетворении иска ДАВ, ДПН о предоставлении жилого помещения, предъявленного к Брянской городской администрации.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда С.В. Катасонова
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.