Судья Краснодарского краевого суда " Ф.И.О. "6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 на решение Темрюкского районного суда от " ... ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и " ... " от " ... " " ... "-ЭП-2 НАО "Темрюкское ДРСУ" было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.42 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор НАО "Темрюкское ДРСУ" " Ф.И.О. "3 обжаловал его в Темрюкский районный суд.
Решением судьи Темрюкского районного суда от " ... " генерального директора НАО "Темрюкское ДРСУ" " Ф.И.О. "3 удовлетворена, постановление " ... "-ЭП-2 от " ... " о назначении НАО "Темрюкское ДРСУ" административного наказания по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении НАО "Темрюкское ДРСУ" прекращено, за отсутствием состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.42 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 просит восстановить срок для обжалования решения судьи Темрюкского районного суда от " ... ", решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, без учета требований действующего законодательства.
В возражениях на жалобу генеральный директор НАО "Темрюкское ДРСУ" " Ф.И.О. "3 просит обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Росприроднадзора по доверенностям " Ф.И.О. "4 и " Ф.И.О. "5, настаивавших на доводах жалобы, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, обжалуемое решение вынесено " ... ". Направлено в Министерство природных ресурсов Краснодарского края " ... ", получено - " ... ". Жалоба поступила в Темрюкский районный суд " ... ".
При таких обстоятельствах, причины пропуска министерством природных ресурсов Краснодарского края срока обжалования судебного акта следует признать уважительными, заявление министерства о восстановлении срока подлежащим удовлетворению, а срок - восстановлению.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в отношении НАО "Темрюкское ДРСУ" была проведена плановая выездная проверка с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2016 год, утвержденного Приказом от " ... " " ... ".04/665 (в редакции Приказа от " ... " " ... ".04/869), размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" согласно ст. 9 Федерального закона от " ... " N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В ходе проведенной плановой выездной проверки было установлено, что производственная база НАО "Темрюкское ДРСУ" расположена по адресу: Краснодарский край, " ... " земельный участок с кадастровым номером 23:30:1107001:0003 на берегу " ... ".
В соответствии со ст. 5 Водного Кодекса РФ река Кубань является поверхностным водным объектом, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ данный водный объект находится в собственности РФ. На поверхностный водный объект распространяется действие Водного кодекса РФ.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранои зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Длина водного объекта " ... " - 870 км, площадь бассейна 58 тыс. км2, соответственно ширина водоохранои зоны " ... " составляет 200 метров.
Согласно п. 4, 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горючесмазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Таким образом, установлено, что вышеуказанных требований в ходе проверки установлено, что на территории НАО "Темрюкское ДРСУ" по адресу: Краснодарский край, " ... " на земле не имеющей твердого покрытия на расстоянии 20 м от уреза воды " ... " осуществляется стоянка автотранспорта и спецтехники, размещение сооружения для мойки автомобилей. Также на момент осмотра производился ремонт спецтехники, в местах не имеющих твердого покрытия и не обеспечивающих исключение загрязнения водного объекта " ... ".
Таким образом НАО "Темрюкское ДРСУ", использует прибрежную защитную полосу, водоохранную зону водного объекта реки Кубань, с нарушением ограничения хозяйственной и иной деятельности, а именно осуществляет стоянку транспортных средств марки "Камаз", и спецтехники, организованна сооружение для мойки автотранспорта на открытом грунте на расстоянии 30 м. от уреза воды в водоохранной зоне " ... ".
В соответствии с п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения,
заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых,
инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они
предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также
сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе
дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в
приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В ходе проверки НАО "Темрюкское ДРСУ" представлен проект по объекту: Устройство дождевой канализации по адресу: Краснодарский край, " ... ". Согласно данного проекта очистные сооружения предназначены для очистки поверхностных сточных вод с территории автогаража НАО "Темрюкское ДРСУ". При осмотре территории НАО "Темрюкское ДРСУ" по адресу Краснодарский край, " ... " в водоохранной зоне " ... " установлено размещение автозаправочной станции и склад горюче смазочных материалов на расстоянии 20-30 м.
В целях реализации п. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения, согласно генплана проекта по объекту: Устройство дождевой канализации по адресу: Краснодарский край, " ... " автозаправочная станция не попадает в водосборную площадь ливневой канализации.
Кроме того, в соответствии с п. 3.7 СанПиН 2. " ... "-03, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от " ... " " ... " "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов". При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с
подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-
накопителей должна быть защищена от (укрытие брезентом, оборудование
навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
При соблюдении данных условий, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод могут считаться сооружения для сбора отходов производства и потребления.
В нарушение вышеуказанных требований, при проведении проверки на территории предприятия по адресу: Краснодарский край, " ... ", в водоохранной зоне " ... ", на расстоянии от 20 до 40 метров от уреза воды, в местах, не оборудованных в соответствии с СанПиН 2. " ... "-03 размещались отходы различных классов опасности: отработанные автомобильные покрышки (на земле, не имеющей твердого покрытия, не защищенные от воздействия атмосферных осадков и ветров, масляный автомобильный фильтр, воздушный автомобильный фильтр, твердые бытовые (коммунальные) отходы, не защищенный от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Кроме того, по вышеуказанным обстоятельствам Обществу было выдано предписание от " ... " " ... "-ЭП-4. Также Обществом были предоставлены в адрес Управления письменные пояснения по исполнению предписания от " ... " " ... "-ЭП-4, чем подтверждается признание Обществом выявленных правонарушений при проведении плановой выездной проверки Управлением.
Согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей.
Прекращая производство по делу в отношении НАО "Темрюкское ДРСУ", судья районного суда пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.42 КоАП РФ в действиях НАО "Темрюкского ДРСУ" при осуществлении хозяйственной деятельности отсутствует.
Указанный вывод судьи районного суда является необоснованным.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Выявленная свалка отходов производства и потребления свидетельствуют о фактическом захоронений отходов в местах, не обустроенных в соответствии требованием законодательства, что свидетельствует об ином обращении с отходами производства и потреблении лицом, в распоряжении которого находится земельный участок.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от " ... " N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе установлены частями 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации. Названными нормами предусмотрено, что в прибрежной защитной полосе запрещено использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Таким образом, НАО "Темрюкское ДРСУ" как лицо, осуществляющее распоряжение земельным участком, фактически осуществляет хранение отходов на земельном участке и, тем самым, использует прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства НАО "Темрюкское ДРСУ" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в части обращения с отходами производства и потребления, а также соблюдения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта.
Вышеуказанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судьей районного суда без внимания, должная оценка им не дана.
Таким образом, решение судьи Темрюкского районного суда от " ... " нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящего суда приходит к выводу о том, что решение судьи Темрюкского районного суда от " ... " необходимо отменить, а постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и " ... " от " ... " " ... "-ЭП-2 о привлечении и назначении НАО "Темрюкское ДРСУ" административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.42 КоАП РФ - оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
РЕШИЛ:
Восстановить старшему государственному инспектору Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 срок на обжалование решения Темрюкского районного суда от " ... ".
Решение судьи Темрюкского районного суда от " ... " - отменить.
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и " ... " от " ... " " ... "-ЭП-2 о привлечении и назначении НАО "Темрюкское ДРСУ" административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.42 КоАП РФ - оставить без изменения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.