Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора ООО фирма "Тройка" Макановой И.Ю. на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 26 мая 2016 года, которым ООО фирма "Тройка" (ИНН 2304035104/ОГРН 1032301872668, КПП 230401001, юридический адрес: г.Геленджик, ул.Тельмана, 47А) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,
установил:
В жалобе директор ООО фирма "Тройка" Маканова И.Ю. просит постановление суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить, указав, что данное постановление является незаконным, поскольку при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, нарушены нормы административного законодательства.
В судебное заседание представитель ООО фирма "Тройка" и представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовым уведомлением о получении заказного письма сотрудником ООО фирма "Тройка" и распечаткой с сайта "Почта России" о направлении заказного письма Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в связи с чем судья вышестоящей инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с требованиями ст.30.3 ч.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
При рассмотрении дела судьей вышестоящей инстанции установлено, что копия постановления суда от 26.05.2016 года получена ООО фирма "Тройка", согласно почтового уведомления, 20.06.2016 года (л.д.76), жалоба директора ООО фирма "Тройка" Макановой И.Ю. на указанное постановление направлена в Октябрьский районный суд г.Новороссийска, согласно конверту, 30.06.2016 года (л.д.80), то есть в срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 22.04.2016 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО фирма "Тройка" был составлен протокол об административном правонарушении N0043/03/5212/20Р/РС/2016, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 07.07.2015 N 546, и на основании Распоряжения Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 20.02.2016 N 20Р было проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в границах г.Геленджика Краснодарского края и совершен выезд на рейдовые мероприятия по соблюдению требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды. При обследовании водоохранной зоны Черного моря в границах г. Геленджика Краснодарского края, установлено, что в границах водоохранной зоны Черного моря на земельном участке (кадастровый номер " ... ") расположено здание старой постройки. Здание не эксплуатируется, в некоторых местах имеются следы разрушения. Земельный участок частично огорожен металлическим забором, имеет свободный доступ. Территория, на которой расположено здание, частично захламлена отходами производства и потребления. Места (площадки) для накопления таких отходов не предусмотрены. Отходы находились на открытом грунте, вне специализированно оборудованного места. Поверхность захламленной территории не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия.
В ходе расследования установлено, что 01.07.2003 года ООО фирма "Тройка" заключен договор аренды земельного участка (кадастровый номер " ... ", расположен по адресу: г " ... " несельскохозяйственного назначения для эксплуатации существующих гостиничных корпусов N 4000000696. Площадь земельного участка составляет " ... ". Срок действия договора с 15.11.2001 года по 15.11.2050 года. Постановлением администрации муниципального образования г.Геленджик от 12.11.2009 года N 892 в отношении вышеуказанного земельного участка был установлен постоянный публичный сервитут для прохода, проезда, свободного доступа к прибрежной полосе Черного моря без права застройки и огораживания площадью " ... ". 12.03.2010 года к договору аренды было заключено соответствующее дополнительное соглашение. В настоящее время Общество ведет подготовку к развитию арендуемого земельного участка в соответствии с его целевым назначением, предусмотренным договором аренды, в том числе к возможной реконструкции принадлежащего Обществу на праве собственности здания спального корпуса.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 59 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ закреплено, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании подп. 1, 2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами (ст.42 Земельного кодекса РФ).
В представленных письменных объяснениях ООО фирма "Тройка" ссылается на тот факт, что при установлении постоянного публичного сервитута администрацией муниципального образования г.Геленджик проходом через земельный участок пользуется неограниченное число лиц. Жители и гости г.Геленджика, пользующиеся публичным сервитутом на арендуемом Обществом земельном участке, нарушают нормы и правила действующего законодательства. Общество считает, что несанкционированная мусорная свалка, организованная в пределах земельного участка организовалась не по вине Общества.
Вместе с тем, судьей первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что территория, захламленная отходами производства и потребления, не располагается на земельном участке, ограниченным Сервитутом, а за его пределами. Указанное подтверждено имеющимися в материалах дела: актом осмотра, фототаблицами, кадастровым паспортом земельного участка, выпиской из публичной кадастровой карты.
При таких обстоятельствах судьей сделан правильный вывод, что ООО фирма "Тройка", обязанное обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на земельном участке с кадастровым номером " ... ", по адресу: " ... ", предоставленном Обществу в аренду договором аренды от 01.07.2003 года, допустило захламление указанного земельного участка.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно вынес 26.05.2016 года постановление, которым ООО фирма "Тройка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Действия ООО фирма "Тройка" правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доводы жалобы директора ООО фирма "Тройка" Макановой И.Ю. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела исследованными и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего административного законодательства.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 26.05.2016 года - оставить без изменения, жалобу директора ООО фирма "Тройка" Макановой И.Ю. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.