Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора " Ф.И.О. "3 на решение судьи Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... ",
установил:
постановлением начальника Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "3 (далее - административный орган) " ... " " ... " от " ... " должностное лицо - генеральный директор ОАО "Адлерский чай" " Ф.И.О. "4 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, " Ф.И.О. "4 обратился с жалобой в Хостинский районный суд " ... " Краснодарского края.
Решением судьи Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " постановление административного органа " ... " " ... " от " ... " отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, административный орган просит решение судьи Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что обжалуемое решение вынесено в нарушение требований КоАП РФ, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражения, выслушав представителей административного органа по доверенностям " Ф.И.О. "5, " Ф.И.О. "4, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Первого " Ф.И.О. "1 Собрания Краснодарского края пятого созыва, обращения " Ф.И.О. "1 главы " ... ", актов осмотра земельных участков, протокола совещания по вопросу эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в период с " ... " по " ... " осуществлена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Адлерский чай" (далее также - общество), а именно, на 11 земельных участках, принадлежащих обществу на праве аренды. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий было установлено следующее.
" ... " с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования, общая площадь земельного участка составляет " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка чайных плантаций не наблюдается, видны кусты лавра, полностью заросшие сорной (папоротник, ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... " расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования, общая площадь земельного участка составляет " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка чайных шпалер не наблюдается, видны единичные кусты чая и деревья мимозы, полностью заросшие сорной (папоротник, ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка чайных шпалер не наблюдается, участок полностью зарос сорной (папоротник, ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка видны чайные шпалеры, заросшие сорной растительностью (папоротник, ожина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание сорной растительностью (папоротник, ожина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. На участке расположена плантация чая, полностью заросшая сорной растительностью (папоротник, ожина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание сорной растительностью (папоротник, ожина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 13 часов 30 минут до 15 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка чайных шпалер не наблюдается, видны чайные кусты, заросшие сорной (папоротник, ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. Участок полностью зарос сорной (ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина, граб). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о не проведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. При визуальном осмотре сельскохозяйственной продукции не наблюдается. Участок полностью зарос сорной (папоротник, ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). По участку проходит
высоковольтная линия. Агротехнические мероприятия на всей площади " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о нероведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. На земельном участке расположена небольшая поляна, сельскохозяйственная продукция не производится, чайных шпалер нет. Участок зарос древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина) свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка чайных шпалер не наблюдается, участок полностью зарос сорной (папоротник, ожина) и древесно-кустарниковой растительностью (ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание и наличие дикорастущей древесно-кустарниковой растительности (ольха, лещина) свидетельствует о не проведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
" ... " с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположен по адресу: " ... ", в границах ОАО "Адлерский чай", земельный участок " ... ", общей площадью " ... " га. При визуальном осмотре земельного участка чайных шпалер не наблюдается, участок зарос древесно-кустарниковой растительностью ольха, лещина). Агротехнические мероприятия на всей площади участка " ... " га - не проводятся. Выявленное зарастание древесно-кустарниковой растительностью "ольха, лещина), свидетельствует о непроведении ОАО "Адлерский чай" обязательных мероприятий по охране и защите почв.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 ГОСТ 17.3.4.04-85 от 17 декабря 1985 г. N 4046 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, зон рекреации, населенных пунктов.
Охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом следующих требований: определение норм, сроков и техники внесения удобрений, химических мелиорантов и других средств химизации с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов; использование в качестве удобрений и химических мелиорантов отходов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства после детального изучения их химического состава, не допуская внесения в почву отходов, содержащих тяжелые металлы и другие токсичные элементы и соединения; включение в проекты на новые предприятия и технологические линии очистных сооружений от всех загрязняющих почву компонентов; утилизация и захоронение выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадков сточных вод с соблюдением мер по предотвращению загрязнения почв; транспортирование и хранение пестицидов в соответствии с ГОСТ 14189-81.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается: в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Судья районного суда, отменяя постановление административного органа " ... " " ... " от " ... " в отношении генерального директора ОАО "Адлерский чай" " Ф.И.О. "4 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что вина " Ф.И.О. "4 в совершении административного правонарушения не доказана, никаких объективных доказательств вины суду не представлено.
Указанный вывод судьи нижестоящего суда является необоснованным.
Согласно п. 2 ч. 1 статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Однако, оснований для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО "Адлерский чай" " Ф.И.О. "4 судьей вышестоящей инстанции не установлено.
В решении суда первой инстанции имеются не соответствующие
материалам административного дела сведения, а именно то, что проверка проводилась в период с " ... " по " ... ", при этом из акта проверки " ... " от " ... " следует, что проверка общества проводилась в период времени с " ... " по " ... "
Протоколом об административном правонарушении " ... " от " ... ", составленного в отношении руководителя общества, установлено зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью земельных участков, используемых обществом на праве аренды. Указанные нарушения также зафиксированы актом проверки юридического лица от " ... ", а также приложенными к акту проверки документами и фотоматериалами.
Нельзя согласиться с выводом суда и о том, что обследовать " ... " га проверяющими из 2 человек за 5 дней объективно не представляется возможным, данный вывод противоречит материалам дела, поскольку в акте проверки общества от " ... " указано, что проверка проводилась 7 полных рабочих дней в течение 29 часов.
В ходе проведения проверки было установлено, что на используемых обществом земельных участках выявлены такие нарушения, как непроведение агротехнических мероприятий, зарастание участков сорной (папоротник, ежевика, ожина) и древесно-кустарниковой (ольха, лещина) растительностью, при этом, даты, время и продолжительность осмотра каждого земельного участка являются различными.
Проверка проводилась должностными лицами Управления с обязательным внесением в акт проверки от " ... " записи о том, что проверяющими во время проверки производилась фотосъемка (с указанием количества фотоснимков, наименования и инвентарного номера фотоаппарата, при помощи которого фиксация производилась), каждый фотоснимок Управления распечатан на отдельном бумажном носителе, содержит ссылку на акт проверки от " ... ", дату, время, адрес проведения фотосъемки, сведения о должностных лицах, производивших фотосъемку и проверку, их подпись и расшифровку, сведения об арендаторе земельного участка, сведения о представителе общества, его подпись, расшифровку, сведения о кадастровом номере земельного участка, сведения об общей площади земельного участка, сведения о выявленных нарушениях (зарастание сорной растительностью и т.д.).
Следует также отметить, что проверка всех 11 земельных участков проводилась в присутствии представителя общества, доводов об отсутствии представителя общества в ходе осмотра земельных участков руководителем общества не заявлялось, факт того, что представитель общества присутствовал при проведении проверки, в том числе при осмотре всех 11 земельных участков доказан, представитель присутствовал при фотофиксации выявленных нарушений, подпись представителя общества имеется в акте проверки и на каждом из 26 фотоснимков, прилагаемых к акту проверки.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
" Ф.И.О. "4 является генеральным директором ОАО "Адлерский чай", который на момент проверки осуществлял руководство деятельностью общества, представлял его в органах государственной власти, обеспечивал соблюдение работниками общества правил внутреннего трудового распорядка, должностных регламентов, порядка осуществления своей уставной деятельностью. Однако, руководитель общества, допустив зарастание 11 земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью, уклонившись от их обработки, не выполнил мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, и иного негативного воздействия на окружающую среду составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Соответственно, он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на общество функций по исполнению законодательства в области охраны и защиты земель.
Вина должностного лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства не были оценены судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судьей районного суда при принятии решения оставлены без внимания.
Анализ материалов дела позволил судье вышестоящей инстанции сделать вывод о том, что судья районного суда не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела, дав неверную оценку имеющимся в деле доказательствам и в связи с этим преждевременно пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях генерального директора ОАО "Адлерский чай" " Ф.И.О. "4
Данные обстоятельства, являются в данном конкретном случае существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а, следовательно, не позволило сделать обоснованный вывод о доказанности административным органом вмененного директору общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемое решение судьи Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу начальника Сочинского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора " Ф.И.О. "3 удовлетворить.
Решение судьи Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Судья Краснодарского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.