Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Горб Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багиева О.А. обратилась в суд с исковым заявлением администрации МО Темрюкский район, в котором просит суд признать действия администрации МО Темрюкский район выразившиеся в снятии Багиевой О.А. с составом ее семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы", незаконными, восстановить право Багиевой О.А. с составом семьи (с сыном " Ф.И.О. "4) на получение жилья, как гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы".
В обоснование своих требований ссылается на то, что с 08 мая 2002 года Багиева О.А. со своей семьей были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы".
Однако, в её адрес поступило Постановление Администрации муниципального образования Темрюкский район от 26.02.2016г. " ... " "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", в котором указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от " ... " N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", на основании заключения отдела жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды администрации муниципального образования Темрюкского района, глава муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "5 постановил:Снять с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы" Багиеву О.А., которая состоит на учете с составом семьи (она и сын " Ф.И.О. "4) с 8 мая 2002 года. Снятию с учета подлежит в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Багиева О.А. не согласилась с указанным постановлением, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 апреля 2016 года вышеуказанные требования Багиевой О.А. удовлетворены, суд признал действия администрации МО Темрюкский район, выразившиеся в снятии Багиевой О.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы", незаконными и обязал администрацию МО Темрюкский район восстановить право Багиевой О.А. на получение жилья, как гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы".
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности " Ф.И.О. "6 и подала апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу Бигиева О.А. считает обжалуемое решение суда законным, обоснованным и мотивированным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, обсудив их, выслушав представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности " Ф.И.О. "8, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении требований Багиевой О.А., суд первой инстанции исходил из того, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2009г. N 1549-0-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований для постановки на такой учет.
Однако, судом апелляционной инстанции установлено, что данные выводы суда первой инстанции являются неправильными, поскольку районным судом неверно применены нормы материального права.
Так, из материалов дела следует, что Багиева О.А. с 8 мая 2002 года в составе семьи из 2-х человек (она и сын " Ф.И.О. "4) на основании постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от " ... " " ... " "О постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий" состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами".
Постановлением главы администрации МО Темрюкский район от " ... " " ... " "О проведении категорийной перерегистрации отдельной категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" объявлена перерегистрация по отдельной категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании Темрюкский район в период с 20 января 2015 года по 20 января 2016 года.
В рамках перерегистрации в Филиал ТУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по " ... " и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Темрюкский отдел направлялись межведомственные запросы, по результатам которых установлено, что сын Багиевой О.А. - " Ф.И.О. "4 на основании договора купли-продажи домовладения и земельного участка от 29 марта 2013 года, свидетельства о государственной регистрации права от " ... " серия 23-AЛ " ... ", является собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом по адресу: Краснодарский край, " ... ", общей площадью 93,3 кв.м.
Согласно паспорту Багиева О.А. с 18 июня 2013 года по 7 мая 2014 года значилась зарегистрированной по вышеуказанному адресу.
В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 12 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", учетные документы, представляемые гражданином или получаемые по межведомственным запросам, уполномоченным органом по учету, должны обеспечивать непрерывность информации на протяжении всего периода нахождения на учете.
Для прохождения перерегистрации Багиевой О.А. в управление жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды администрации МО Темрюкский район представлены ряд документов, что подтверждается расписками в принятии документов от 2 июня 2015 года и 19 января 2016 года.
В том числе Багиевой О.А. 19 января 2016 года представлена выписка из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 24 декабря 2015 года, подготовленная администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района на основании документов о праве собственности и данных технического паспорта, составленного Бюро технической инвентаризации по состоянию на 24 апреля 2012 года.
Согласно пункту данной 4 выписки, собственником жилого помещения является сын Багиевой О.А. - " Ф.И.О. "4
Общая площадь жилого помещения по адресу: Краснодарский край, " ... ", составляет 93,3 кв.м.
По вышеуказанному адресу с 18 июня 2013 года по 7 мая 2014 года зарегистрировано 2 человека: " Ф.И.О. "4 - собственник жилого помещения и Багиева О.А. (мать собственника) член семьи собственника.
На основании пункта 2 статьи 6 вышеуказанного Закона, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам:
1. указанным в заявлении о принятии на учет;
2. не указанным в заявлении о принятии на учет супругам граждан, указанных в заявлении о принятии на учет, а также не указанным в заявлении о принятии на учет их общим несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям, несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям таких граждан и их супругов независимо от места жительства супругов и детей таких граждан;
3. проживающим по месту жительства совместно с гражданином(ами), указанным(и) в заявлении о принятии на учет, за исключением граждан, занимающих соответствующие жилые помещения по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования или по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда.
Пункт 3 статьи 6 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" регламентирует порядок определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, в целях признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, согласно которому уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется, как отношение суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех граждан зарегистрированных по месту жительства в данных жилых помещениях.
В период с 18 июня 2013 года по 7 мая 2014 года обеспеченность жилым помещением по адресу: " ... ", на одного зарегистрированного по месту жительства гражданина составляла 46,65 кв.м.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 25 марта 1994 года N 165 "Об утверждении временного положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного фондов на территории Краснодарского края" минимальный размер площади предоставляемой по договору найма жилого помещения установлен: 12 кв.м общей площади - для городов, поселков городского типа и курортных местностей; 14 кв.м общей площади - для сельских населенных пунктов.
Указанные нормы действовали до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 марта 2005 года.
Учетная норма общей площади жилого помещения, установленная постановлением главы МО Темрюкский район от 16 марта 2009 года N 660 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилой площади по договору социального найма" на территории МО Темрюкского района, составляет 10 кв.м на человека.
Следовательно, Багиева О.А. была обеспечена с 18 июня 2013 года по 7 мая 2014 года учетной нормой площади жилого помещения, ввиду чего, у нее с 18 июня 2013 года по 7 мая 2014 года отсутствовали основания на обеспечение жилыми помещениями за счет федеральных средств.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, право на обращение в администрацию муниципального образования Темрюкский район по вопросу принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях у Багиевой О.А. может возникнуть после 7 мая 2019 года.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Багиева О.А. с составом семьи из двух человек, обосновано снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории "граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами" в связи утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, о чем вынесено постановление от 26 февраля 2016 года N 156.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции усматривается, что обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия находит доводы истца с отсылкой на определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009г. N 1549-0-П несостоятельными, так как они направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности " Ф.И.О. "6 удовлетворить.
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"В удовлетворении требований Багиевой О.А. о признании действий администрации МО Темрюкский район, выразившихся в снятии ее с составом ее семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категории граждан "вынужденные переселенцы", незаконными - отказать".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.