Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Заливадней Е.К.
судей Клиенко Л.А, Пшеничниковой С.В.
при секретаре Дмитриевой Н.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сарандайкина Г.И. на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 12 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Заливадней Е.К. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сарандайкин Г.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного зонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Туапсе признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж и признании права на досрочную пенсию.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туапсе просил в удовлетворении иска отказать.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 12 мая 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Сарайндайкин Г.И. просит отменить решение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель просили жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Сведений о причинах неявки в судебное заседание не представлено.
На основании части 3 статьи 167, частей 1 и 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения, явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 30 ФЗ РФ "О страховых пенсиях в РФ" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Под регулярным городским пассажирским маршрутом понимается заранее определенный и утвержденный путь следования транспорта в черте города, движение по которому осуществляется с определенной периодичностью (регулярно) и с обязательными остановками в специально установленных местах. Работа в качестве водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах может быть подтверждена приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевыми листами; справками предприятий, выданными на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, в которых усматривается оплата труда по повышенным тарифным ставкам либо доплата за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Как установлено судом, Сарандайкин Г.И. по достижении 55-летнего возраста обратился в УПФ РФ по гор. Туапсе для назначения пенсии.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ по гор. Туапсе от 16.11.2015г. N527, по итогам проверки выявлено, что факты работы о льготной работе заявителя, изложенные в уточняющей справке N 124/04 от 22.06.2015 г., не соответствует информации в первичных документах, а именно: период с 09.12.1981г. по 12.09.1984г. не может быть засчитан в льготный стаж, в связи с отсутствием подтверждения факта льготной работы в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, период с 29.09.2000г. по 12.10.2000г. не может быть засчитан в льготный стаж, так как Сарандайкин Г.И. находился в отпуске без сохранения заработной платы. Рассмотрев и оценив факты, изложенные в акте документальной проверки, сведения выписки из ИЛС 3Л и другие имеющиеся документы, в силу представленных территориальным органам ПФР законодателем полномочий (ст. 21 ФЗ N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" и п.22, 23 Правил от 17.11.2014 г. N884н). Льготный период работы по пп. 10 п. 1 ст. 30 составляет - 17 лет 09 мес. 15 дней, льготный стаж по пп.5 п.1 ст. 30 составляет - 4 месяца 19 дней, а страховой стаж - 34 года 4 месяца 23 дня, в связи с этим комиссией принято решение отказать Сарандайкину Г.И. в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Суд первой инстанции, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Сарандайкина Г.И.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является верным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЭ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-Ф3 к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
С 1 января 2015 года назначение и выплата страховых пенсий на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" N 400 - ФЗ от 28.12.2013 года, с Правилами обращения за страховой пенсией ... в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Министерством социальной защиты РФ и Приказом 884н от 17.11.2014 г., с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 (далее Правила от 02.10.2014г.), с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 (далее Правила от 11.07.2002г,), а также с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии ... и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 958н от 28 11.2014 г.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 30 вышеназванного закона страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Право на досрочное назначение страховой пенсии имеют лица, работающие в качестве водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах. Под регулярным городским пассажирским маршрутом понимается заранее определенный и утвержденный путь следования транспорта в черте города, движение по которому осуществляется с определенной периодичностью (регулярно) и с обязательными остановками в специально установленных местах. Работа в качестве водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах может быть подтверждена приказами о назначении на работу водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевыми листами; справками предприятий, сланными на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, в которых усматривается оплата труда по повышенным тарифным справкам либо доплата за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Как установлено судом, в Управление ПФР в г. Туапсе поступила справка N 124/04 от 22.06.2015г., уточняющая особый характер или условия труда, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, в качестве водителя автобуса в автобусной колоне N 1 с 09.12.1981 г. по 31.01.2002 г. и с 23.10.2012 г. по 02.04.2013 г.
При этом, информация, содержащаяся в указанной Справке прямо не подтверждает факт работы Сарандайкина Г.И. в особых условиях труда на регулярных городских пассажирских маршрутах.
17.09.2015 г. была проведена выездная на место документальная - проверка факта льготной работы, по результатам которой составлен Акт N 22 от 17.09.2015 г. о том, что отсутствует какое-либо подтверждение работы истца в особых условиях труда на регулярных городских пассажирских маршрутах в спорный период. Документы, прямо подтверждающие работу истца в качестве водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте в период с 09.12.1981 г. по 12.09.1984 г. не представлены.
Исходя из представленных первичных документов не усматривается то обстоятельство, что истец работал в качестве водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте. В ПАТП не были представлены документы, подтверждающие регулярность городских пассажирских маршрутов - путевые листы за оспариваемый период с 1981г. по 1992г. включительно.
Из представленных документов следует, что предприятием издан приказ от 06.06.1984г. "О допуске водителей автобусов для работы на городских, пригородных и междугородных маршрутах, приравненных к горным, на летний период 1984 года".
Из данного приказа следует, что в целях обеспечении безопасности движения при выполнении перевозок пассажиров автобусами городских, пригородных, междугородных и специальных (по перевозке детей) маршрутов, проходящих в горной местности, в соответствии с приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР от 29.05.1974г. N 215ц- Приказано допустить к выполнению вышеуказанных перевозок по согласованию с комиссией общественного контроля безопасности движения, имеющих категорию и стаж работы для обеспечения междугородных и детских перевозок ? 3 года, для обеспечения городских и пригородных горных перевозок ? 2 года.
Согласно списка водителей автобусной колонны N1, имеющих стаж работы свыше двух лет, допущенных для работы по перевозке пассажиров на пригородных, горных (не междугородных) маршрутах под номером указан Сарандайкин Г.И.
Между тем, представленные истцом документы, в подтверждение своих доводов, как правильно указал суд, не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие данных документов подтверждает отсутствие работы Сарандайкина Г.И. в качестве водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте.
Допустимых доказательств того, что в периоды с 09 декабря 1981г. по 12 декабря 1984 г. истец работал в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, истцом не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования обоснованно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отказа в допросе свидетелей не могут служить основанием к отмене решения, поскольку абзацем 2 пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N 30 "О порядке рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-Ф3 к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.
Нарушений требований действующего законодательства судом первой инстанции не установлено, и суду апелляционной инстанции представлено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 12 мая 2016 года по делу по иску Сарандайкина Георгия Ильича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туапсе о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж и признании права на досрочную пенсию оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.