Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Кривцова А.С., Песецкой С.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Давыдова А.А.
при секретаре Маркиной И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Васильева А.Н. на решение Ейского городского суда от 17.05.2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Васильев А.Н. обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Ейскому району ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене приказа N143 от 05.03.2016 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
В обоснование требований Васильев А.Н. указал, что он проходил службу в ОМВД России по Ейскому району в должности старшего оперативного дежурного дежурной части. Приказом N143 от 05.03.2016 года он уволен из органов внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Данный приказ считает незаконным и подлежащим отмене. Приказ мотивирован тем, что в ночь с 04.03.2016 на 05.03.2016 года он, осуществляя дежурство, не проконтролировал за организацией и несением службы по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых в периодичностью не менее 5 раз в ночное время, самоустранился от выполнения своих должностных обязанностей в части регулярности проверки несения службы нарядом ИВС, что не позволило предотвратить чрезвычайное происшествие в ИВС - смерть " ... ". Указывает, что во время нахождения на дежурстве 04.03.2016 года он должным образом исполнял возложенные на него обязанности. Кроме того, при приеме на службу он не был ознакомлен с Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным приказом МВД РФ от 07.03.2006 года N140дсп.
Обжалуемым решением Ейского городского суда от 17.05.2016 года в удовлетворении требований, заявленных Васильевым А.Н., отказано.
В апелляционной жалобе Васильев А.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Васильева А.Н., представителя Васильева А.Н. по ордеру адвоката Ищенко А.Д., представителя Отдела МВД России по Ейскому району по доверенности Ивченко А.В., заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального или процессуального права судом допущены не были.
Из материалов дела следует, что Васильев А.Н. проходил службу в Отделе МВД России по Ейскому району ГУ МВД России по Краснодарскому краю в должности старшего оперативного дежурного дежурной части.
Приказом начальника Отдела МВД России по Ейскому району N143 л/с от 05.03.2016 года капитан полиции Васильев А.Н. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарного взыскания, которое налагается на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, основанием к увольнению Васильева А.Н. послужило заключение служебной проверки, утвержденное начальником Отдела МВД России по Ейскому району Миненко Н.Г. 05.03.2016 года.
Порядок проведения служебных проверок в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируется ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказом МВД России N161 от 26.03.2013 года "Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ".
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, и имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что основанием для проведения служебной проверки в отношении истца послужило спецсообщение начальника Отдела МВД России по Ейскому району Миненко Н.Г. о том, что согласно сообщению временно исполняющего обязанности дежурного группы режима изолятора временного содержания Отдела МВД России по Ейскому району старшины полиции " ... " от 05.03.2016, поступившего в дежурную часть в 03.05 часов, в камере N 10 ИВС Отдела МВД России по Ейскому району был обнаружен труп гражданина " ... " смерть которого наступила в результате удушения вафельным полотенцем.
Материалами служебной проверки установлено, что причинами, способствующими чрезвычайному происшествию, произошедшему в ИВС Отдела МВД России по Ейскому району послужило непринятие должных мер со стороны старшего сержанта полиции " ... ". по осуществлению надзора за лицом, содержащимся в камере N10 ИВС Отдела МВД России по Ейскому району, ненадлежащий контроль со стороны старшины полиции " ... " за добросовестным выполнением возложенных на " ... " обязанностей по несению службы на посту N1, а также не осуществление контроля со стороны капитана полиции Васильева А.Н. за надлежащим выполнением обязанностей нарядом ИВС.
Согласно книги нарядов ИВС и конвоя Отдела МВД России по Ейскому району, с 20.00 часов 04.03.2016 года до 08.00 часов 05.03.2016 в дежурную смену ИВС входили: временно исполняющий обязанности помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Ейскому району " ... "., помощник дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Ейскому району " ... " и полицейский отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Ейскому району " ... "., контроль за надлежащим исполнением обязанностей нарядом ИВС осуществлялся старшим оперативным дежурным дежурной части Отдела МВД России по Ейскому району Васильевым А.Н. Проверка исполнения обязанностей нарядом ИВС в ночное время 05.03.2016 года осуществлялась Васильевым А.Н. в 01.10 час. и в 02.05 час. Однако, при просмотре записи камер видеонаблюдения за дежурные сутки с 04.03.2016 по 05.03.2016, в ночное время было выявлено, что Васильев А.Н. в ночное время до момента совершения чрезвычайного происшествия в ИВС не входил, записи в книге нарядов ИВС и конвоя о проверки в 01.10 час. и 02.05 час. им были сделаны после сообщения дежурного ИВС о произошедшем суициде в ИВС.
В ходе проведения служебной проверки, 30.12.2015 года были получены объяснения от старшего оперативного дежурного дежурной части Васильева А.Н., помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых " ... " врио помощника дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых " ... " полицейского отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых " ... "
В ходе проведенной служебной проверки сведения о том, Васильев А.Н., будучи старшим оперативным дежурным дежурной части Отдела МВД России по Ейскому району, своих должностных обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за выполнением обязанностей нарядом ИВС не исполнил, нашли свои подтверждения.
Согласно п.3.3.26 Должностной инструкции старшего оперативного дежурного дежурной части Отдела МВД России по Ейскому району, утвержденной начальником Отдела МВД России по Ейскому району от 26.01.2016 года, старшим оперативный дежурный Васильев А.Н. обязан проверять не менее трех раз в дневное время и не менее пяти раз в ночное время несение службы нарядом ИВС, исправность звонков, средств связи и сигнализации.
Пунктом 78 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД РФ от 07.03.2006 года N140дсп закреплено, что оперативный дежурный ОВД РФ обязан осуществлять контроль за организацией и несением службы по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых в ночное время не реже одного раза в час и не менее пяти раз в ночное время, а в соответствии Указанием ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 13.11.2015 года N 53/3-920 "О недопущении чрезвычайных происшествий, связанных с суицидами арестованных лиц в спецучреждениях полиции", для оперативных дежурных установлено требование при проведении проверок несения службы нарядами спецучреждений полиции обязательно осуществлять визуальный контроль через дверные "глазки" дверей камер за соблюдением правил внутреннего распорядка арестованными.
Судом обоснованно указано на несостоятельность доводов Васильева А.Н. о том, что с Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.03.2006 года N140дсп он ознакомлен не был, в связи с чем ссылки на нарушение им п. 78 указанного Наставления в оспариваемом приказе о наложении дисциплинарного взыскания незаконны. Как следует из должностной инструкции, старший оперативный дежурный в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 года N1377, а также нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами МВД России, приказами ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а также Положением об отделе МВД России по Ейскому району и Контрактом о службе в органах внутренних дел.
Согласно заключению служебной проверки от 05.03.2016 года, старшим оперативным дежурным дежурной части Отдела МВД России по Ейскому району Васильевым А.Н. были нарушены требования ч.1 ст., ч.7 ст.13, ч.2 ст.49 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. "а", "е" п.4 главы 1, п.п. "а", "в" п.5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 года N 1377, п.78, 85, 86 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД РФ от 07.03.2006 года N140дсп, п.3.3.26 должностной инструкции, а именно, не осуществление контроля за организацией и несением службы по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых, с периодичностью не реже 1 раза в один час и не менее 5 раз в ночное время, самоустранении от выполнения своих должностных обязанностей в части регулярности проверки несения службы нарядом ИВС, что не позволило предотвратить чрезвычайное происшествие в ИВС - смерть " ... " а также проявленную неискренность в ходе дачи объяснения по факту происшествия в ИВС.
В соответствии с п. 47 Порядка проведения служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД РФ, утвержденного Приказом МВД России от 26.03.2013 года N 161, заключение служебной проверки обжалуется вышестоящему руководителю или в суд.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что заключение служебной проверки, утвержденное начальником Отдела МВД России по Ейскому району Миненко 05.03.2016 года, никем не оспорено и не обжаловано, иного в материалы дела не представлено.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 12, ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение, знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 07.02.2011 года N3-Ф3 "О полиции" на полицию возложена обязанность содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
В силу ст. 19 Федерального закона от 15.07.1995 года N103-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Частью 1 статьи 3 Федерального Закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен перечень источников норм права, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, к которым отнесены, в том числе, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Так, в соответствии с п.п. 78, 85, 86 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 07.03.2006 года N 140дсп, оперативный дежурный ОВД РФ обязан осуществлять контроль за организацией и несением службы по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых в ночное время не реже одного раза в час и не менее 5 раз в ночное время. Лица, проверяющие службу по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых должны объективно оценивать качество ее несения, изучать складывающуюся обстановку, оказывать нарядам необходимую помощь и обучать их способам действий при возникновении чрезвычайных происшествий. Результаты проверки несения службы и свои указания проверяющие записывают в постовой ведомости.
В соответствии с п.п. "а", "е" п. 4 главы 1, п.п. "а", "в" п. 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 года N 1377, служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей, воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством РФ.
Согласно п. 46 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 года N 1377, на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.
При этом, под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 47 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел, согласно ст. 49 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
На основании п.20 Порядка представления сотрудников органов внутренних дел РФ к увольнению со службы в органах внутренних дел РФ и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, увольнением со службы в органах внутренних дел РФ и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел оформляется приказом.
Приказом начальника Отдела МВД России по Ейскому району N143 л/с от 05.03.2016 года Васильев А.Н. уволен из органов внутренних дел по п.6 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Приказ об увольнении N 143 л/с издан на основании заключения по результатам служебной проверки, с приказом Васильев А.Н. ознакомлен 05.03.2016 года, в связи с чем данный приказ является законным и обоснованным.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Определения Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 г. N 2306-0, от 24.10.2013 г. N 1545-0, Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 г. N 7-П).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции РФ, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
Вместе с тем, как следует из обстоятельств служебной проверки, действия Васильева А.Н. не соответствовали вышеуказанным требованиям. Васильев А.Н., являясь сотрудником полиции, совершил проступок, несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то есть не выполнил обязанность, связанную со службой в органах внутренних дел.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что по результатам проведения в отношении Васильева А.Н. служебной проверки работодателем - Отделом МВД России по Ейскому району было принято обоснованное и законное решение о применении к истцу крайней меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел. Порядок проведения служебной проверки не нарушен. Процедура увольнения Васильева А.Н. осуществлена работодателем в соответствии с нормами действующего законодательства.
При этом, постановление от 05.05.2016 года об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ОМВД России по Ейскому району, в том числе Васильева А.Н., за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ, не свидетельствует о незаконности привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку преюдициального значения для рассматриваемого дела не имеет и не может подтверждать наличие или отсутствие в действиях сотрудников ОМВД фактов совершения ими дисциплинарного проступка.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований, заявленных Васильевым А.Н.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ейского городского суда от 17.05.2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Васильева А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.