Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Смирнова Е.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Смирнова Е.А.,
при секретаре Ядришниковой А.Г.
с участием прокурора Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Богодуховой В.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи в интересах " Ф.И.О. " обратился с исковым заявлением к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, администрации города Сочи о возложении обязанности произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Заявленные требования мотивированы тем, что " Ф.И.О. " относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. " Ф.И.О. " включена " ... " в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства договор найма специализированного жилого помещения с " Ф.И.О. " не заключен, фактически жилое помещение " Ф.И.О. " не предоставлено.
В связи с чем прокурор просил суд возложить обязанность на министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения для дальнейшего его предоставления " Ф.И.О. ", " ... " года рождения; на администрацию города Сочи - предоставить " Ф.И.О. " жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее " ... " кв.м.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2016 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности Богодухова В.В. выразила несогласие с принятым решением суда и просила его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указал, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. " включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от " ... " N " ... ").
Согласно статье 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как верно указал суд первой инстанции, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Установлено, что " Ф.И.О. " не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона и до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, нарушены жилищные права " Ф.И.О. ", гарантированные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от " ... " N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, которые обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Краснодарского края от " ... " N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В случае, если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется по норме не менее 33 квадратных метров.
Согласно статье 1 Закон Краснодарского края от " ... " N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 2 Закон Краснодарского края от " ... " N 805-КЗ, а также статьей 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 26.3 Федерального закона от " ... " N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 Закона Краснодарского края от " ... " N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Таким образом, судом достоверно и в полной мере установлены обстоятельства того, что ответчики обязаны предоставить социальные гарантии лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку данная обязанность вытекает из требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальное соучастие ответчиков определено их взаимосвязью при реализации положений федерального и регионального законодательства об обеспечении жильем лиц указанной выше категории.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права и не опровергают выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности Богодуховой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.