Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего - Комбаровой И.В.,
судей Клиенко Л.А., Заливадней Е.К.,
по докладу судьи - Клиенко Л.А.,
при секретаре Извозчикове В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара на решение Советского районного суда г.Краснодара от 25 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Мухаметгареева А.Р. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
В обоснование заявленных требований указала, что она обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой бортпроводником, относящимся к летному составу воздушного судна. Ей было отказано в назначении пенсии, так как работа в должности бортпроводника не является основанием для назначения досрочной пенсии как работнику летного состава.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 25 апреля 2016 года удовлетворено исковое заявление Мухаметгареевой Анжелики Рамилевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.02.2016 N 303. Возложена обязанность на Управление Пенсионного Фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, налет часов в период работы бортпроводником с 1991 по 2015 годы продолжительностью 43 года. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара назначить Мухаметгареевой А.Р. досрочную страховую пенсию по старости с 29 декабря 2015 года.
В апелляционной жалобе заместитель начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Калиновская Т.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что должность бортпроводника не относится к летному составу, бортпроводники имеют право на назначение досрочной трудовой пенсии при достижении возраста 45 лет при страховом стаже не менее 15 лет и 7,5 лет на работах с вредными условиями труда. Истец установленного возраста не достигла, поэтому ей обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.10.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Частью 2 ст. 30 Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, применяются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения прав.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно-полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с п.19 Постановления N 30 по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая в спорные периоды работы истцом должность бортпроводника, в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации относится к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, то есть, соответствуют требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ред. от 29.06.2015 "О страховых пенсиях".
Судом установлено, что срок выслуги истца в указанной должности составил более 20 лет (исходя из 10500 часов налета на самолетах различных типов), в связи с чем, суд пришел к выводу о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусматривающей досрочное назначение такой пенсии женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации с даты ее обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган - с 28.12.2015.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002.
Согласно разделу XXI "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" Списка N 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, правом на пенсию в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда пользуются бортпроводники (позиция 12003000-11217).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, из изложенных положений следует, что условиями назначения бортпроводникам досрочной трудовой пенсии являются их постоянная занятость в течение полного рабочего дня выполнением работ бортпроводника воздушного судна гражданской авиации.
Согласно записям в трудовой книжке, справкам, летных книжек следует, что истец работала с особо вредными условиями труда в должности бортпроводника, данная работа дает право на досрочную пенсию по старости согласно разделу XXI "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" по Списку N 1, в связи с чем у истицы право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" не возникло ввиду не достижения возраста 45 лет, что является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, наряду с наличием стажа на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев.
Не состоятельна оценка пенсионных прав истца на основании пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку бортпроводники к членам летного экипажа не относятся.
П. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна, в связи с чем бортпроводник не входит в летный состав экипажа.
Следовательно, работа в должности бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при достижении возраста 45 лет истец имеет право на досрочную трудовую пенсию по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Судебная коллегия находит, что данные выводы согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 марта 2009 г. N 260-О-О.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца о включении спорных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 23.12.2013 г. "О страховых пенсиях", а также назначении досрочной пенсии с 28.12.2015 г. не имелось, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Краснодара от 25 апреля 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мухаметгареевой Анжелики Рамилевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.