Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Чернявской И.И.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "4 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плакасов В.М. и Шендрик А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в изменении сведений об объекте недвижимости незаконными и возложении обязанности внести изменения в кадастр.
В обоснование своих требований указали, что Плакасов В.М. является собственником земельного участка с КН " ... ", площадью 1511 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", что подтверждается записью в ЕГРП " ... " от 18.11.2014г.
Шендрик А.В. является собственником двух соседних земельных участков - земельного участка с КН " ... ", площадью 1347 кв.м, расположенного по адресу: " ... " и земельного участка с КН " ... ", площадью 212,0 кв.м, расположенного по адресу: " ... " "а", что подтверждается записями в ЕГРП " ... ", " ... " от 10.03.2005г.
Однако, как выяснилось, при проведении первоначального межевания и определении местоположении границ были допущены ошибки, в связи с чем, Плакасов В.М. и Шендрик А.В. обратились в МУП "Калининский земельный центр" для их исправления.
Так, кадастровым инженером был подготовлен межевой план от 13.01.2016г., в который вошли следующие документы: схемы размещения границ земельных участков, существующих на местности 15 и более лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение земельных участков, также приложено заключение кадастрового инженера, в котором говорится о проведении работ по исправлению ошибки в местоположении границ и площади земельного участка, расположенного в " ... ", с КН 23:10:0403093:15.
При проведении работ по восстановлению местоположения границ земельного участка с КН " ... " согласно предоставленным сведениям ГКН выявлено, что фактические границы земельного участка не соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ГКН (согласно предоставленной кадастровой выписке), а именно точки 5, 6, 1 смещены на 2 м.
Для разрешения данной ситуации проведены контрольные измерения по существующим границам, огороженным металлической изгородью, в ходе которых выявлено несоответствие местоположения границ смежных земельных участков с КН " ... " и с КН " ... ".
В связи с этим, подготовлен межевой план по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с КН " ... ", одновременно уточняя границы (исправляя техническую ошибку) смежных земельных участков.
Кадастровый инженер считает, что данная ошибка произошла в результате ранее проведенного межевания земельных участков при вычислении полярных засечек.
Земельный участок с КН " ... ", расположенный по адресу: " ... " принадлежит административному истцу Шендрик А.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности. Площадь земельного участка составляла 1347 кв.м, а в результате уточнения составила 1341 кв.м, расхождение - 6 кв.м.
Границы земельного участка согласованы в индивидуальном порядке: 1-1 земли государственные (общего пользования) согласование не требуется, 1-6 смежный участок с КН " ... " собственность Плакасова В.М., 3-1 смежный участок с КН " ... " - собственность Шендрик А.В.
Кадастровый инженер посчитал необходимым внести соответствующие изменения в отдельные характеристики земельного участка с КН " ... " и смежных земельных участков с КН " ... " и КН " ... " содержащиеся в ГКН неверно и провести учет изменений.
Все изменения внесены с согласия и по заявлению собственников земельного участка.
С указанным межевым планом истцы обратились в Филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" Калининский отдел с заявлениями о государственном учете изменений объекта недвижимости " ... ", " ... ", " ... ".
Однако, 20.01.2016г. Филиалм ФГБУ "ФКП "Росреестра" были вынесены решения об отказе в учете изменений объектов в связи с тем, что сведения о местоположении границ земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с подготовленными ранее межевым делом N 533/04/08 от 2004 года, таким образом, схемы размещения границ земельных участков от 14.02.2015г., 04.02.2015г., 04.02.2015г. не являются документами, подтверждающими местоположение границ данных земельных участков.
На обращение истцов в Управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район по вопросу о выявлении несоответствия границ их земельных участков им ответили письмом от 26.11.2015г. N 2359, в котором говорится, что при наложении границ земельных участков с КН " ... ". с КН " ... " и с КН " ... " на топографическую основу, выполненную в координатах МСК-23, выявлено отклонение границ земельных участков с КН " ... ", с КН " ... " и с КН " ... ", стоящих на кадастровом учете, от фактических (естественных) границ вышеуказанных земельных участков, что подтверждается схемой границ земельных участков по адресу: " ... ", Ленина, 82"А" и Ленина, 84. Схема границ земельных участков по адресу: " ... ", Ленина, 82 "А" и Ленина, 84 разработана на топографической основе в М 1:500 специалистами Калининского МУП "Градостроительство", путем наложения. Имеется факт нарушения границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет по красным линиям " ... " и " ... " привести в соответствие местоположение границ земельных участков с КН " ... ", с КН " ... " и с КН " ... ", фактическим (естественным) границам земельных участков по красным линиям " ... " и " ... ".
Также Плакасов В.М. и Шендрик А.В. указывают, что все приложенные документы и пояснения свидетельствуют о наличии у них права на учет изменений в отношении их земельных участков в государственном кадастре недвижимости в границах согласно межевому плану от 13.01.2016г., подготовленному кадастровым инженером " Ф.И.О. "7
Наличие ошибки в первоначальном межевании нарушает их права собственников в полной мере пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Без уточнения площади участков они не могут в полной мере распоряжаться своими земельными участками, в связи с чем, обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просили суд признать незаконными и отменить решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 20.01.2016г. " ... ", " ... ", " ... ", выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю" и обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю" провести государственный кадастровый учет изменений земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу: " ... ", земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу: " ... ""а", земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу: " ... " согласно межевому плану от 13.01.2016г., подготовленному кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 (квалификационный аттестат " ... ").
Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от " ... " признано незаконным и отменено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 20.01.2016г. " ... ", " ... ", " ... ", принятые Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, суд обязал Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю провести государственный кадастровый учет изменений: земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... "; земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... " "а"; земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу Краснодарский край, " ... " согласно межевому плану от 13.01.2016г. подготовленному кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 (квалификационный аттестат " ... ").
С указанным решением суда не согласилась представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "4 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что представленные документы не подтверждают наличие кадастровой ошибки в сведениях, ввиду чего необходимо в порядке искового производства рассматривать вопрос о наличии факта кадастровой ошибки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Плакасова В.М. и Шендрика А.В., а также заинтересованное лицо " Ф.И.О. "7, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2015г., на основании договора купли-продажи от 10.11.2014г., за Плакасовым В.М. 18.11.2014г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН " ... ", площадью 1511 кв.м, относящийся к землям населенных пунктов - отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты (связанные с проживанием граждан и не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду): магазины продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, " ... ". Ограничение (обременение права) не зарегистрировано.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 23-АА N 085683 от 10.03.2005г., на основании договора купли-продажи земельного участка с объектами недвижимости от 28.04.2000г., за " Ф.И.О. "5 зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН " ... ", площадью 1347 кв.м, относящийся к землям поселений, целевое использование: ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ". Ограничение (обременение права) не зарегистрировано.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 23-АА " ... " от 10.03.2005г., на основании договора купли-продажи земельного участка с объектами недвижимости от 28.04.2000г., за Шендриком А.В. зарегистрировано 10.03.2005г. право собственности на земельный участок с КН " ... ", площадью 212 кв.м, относящийся к землям поселений, целевое использование: земельный участок для обслуживания здания магазина, расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ". Ограничение (обременение права) не зарегистрировано.
Из представленного межевого плана от 13.01.2016г. следует, что заказчиком кадастровых работ является Шендрик А.В. и межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с КН " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", в котором содержится заключение кадастрового инженера " Ф.И.О. "7, согласно которому кадастровым инженером проводились работы по исправлению ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с КН " ... ". При проведении работ по восстановлению местоположения границ земельного участка с КН " ... ", согласно предоставленным сведениям ГКН выявлено, что фактические границы земельного участка не соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ГКН (согласно предоставленной кадастровой выписке), а именно точки 5, 6, 1 смещены на 2 м. Для разрешения данной ситуации проведены контрольные измерения по существующим границам, огороженным металлической изгородью, в ходе которых выявлено несоответствие местоположения границ смежных земельных участков с КН " ... " и с КН " ... ". В связи с этим подготовлен межевой план по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с КН " ... " одновременно уточняя границы (исправляя техническую ошибку) смежных земельных участков.
Кадастровый инженер считает, что данная ошибка произошла в результате ранее проведенного межевания земельных участков при вычислении полярных засечек.
Земельный участок с КН " ... ", расположенный по адресу: " ... " принадлежит Шендрику А.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности.
Площадь земельного участка составляла 1347 кв.м, в результате уточнения составила 1341 кв.м, расхождение -6 кв.м.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Границы земельного участка согласованы в индивидуальном порядке: 1-1 земли государственные (общего пользования) согласование не требуется; 1-6 смежный участок с КН " ... " - собственность " Ф.И.О. "6; 3-1 смежный участок с КН " ... " собственность Шендрика А.В.
Кадастровый инженер посчитал необходимым внести соответствующие изменения в отдельные характеристики земельного участка с КН " ... " и смежных земельных участков с КН " ... " и с КН " ... " содержащиеся в ГКН неверно и провести учет изменений.
Все изменения внесены с согласия и по заявлению собственников земельного участка.
Кадастровый инженер пояснил, что сведения о правообладателе смежного земельного участка с КН " ... " содержащиеся в ГКН являются ошибочными, что подтверждается справкой Росреестра " ... " от 02.10.2015г.
Согласно сообщению Управления градостроительства и благоустройства администрации МО " ... " от 26.11.2015г. " ... " " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "5 сообщено, что при наложении границ земельных участков с КН " ... ", с КН " ... " и с КН " ... "16 на топографическую основу, выполненную в координатах МСК-23, выявлено отклонение границ земельных участков с КН " ... ", с КН " ... " и с КН " ... ", стоящих на кадастровом учете, от фактических (естественных) границ вышеуказанных земельных участков, что подтверждается схемой границ земельных участков по адресу: " ... ", Ленина, 82"А" и Ленина, 84. Схема границ земельных участков по адресу: " ... ""А" и " ... " разработана на топографической основе в М 1.500, специалистами Калининского МУП "Градостроительство", путем наложения. Имеется факт нарушения границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет по красным линиям " ... " и " ... " привести в соответствие местоположение границ земельных участков с КН " ... ", с КН " ... " и с КН " ... ", фактическим (естественным) границам земельных участков по красным линиям " ... " и " ... ".
В приложенной к сообщению Управления градостроительства и благоустройства администрации МО " ... " от 26.11.2015г. " ... " схеме границ земельных участков по адресу: " ... ""А" и " ... " от 05.10.2015г., разработанной специалистами Калининского МУП "Градостроительство", вновь установленные границы соответствуют фактическому расположению земельных участков на местности, при этом старые границы земельных участок при наложении их на местности имеют отклонение от фактических (естественных) границ земельных участков.
Из решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 20.01.2016г. N 2343/5/16-12628 следует, что на основании рассмотрения представленных материалов: заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 23-0-1-58/3001/2016-16 от 15.01.2016г.; свидетельства о государственной регистрации права N 085682 от 10.03.2005г.; доверенности нотариальной N б/н от 18.09.2015г.; межевого плана в электронном виде N б/н от 13.01.2016г. выявлено наличие оснований для отказа в осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости, предусмотренных ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ, а именно: при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
С заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества обратилась " Ф.И.О. "7, действующая на основании доверенности от Шендрика А.В., предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 (квалификационный аттестат " ... ") в результате кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ".
В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), квалифицируется, как кадастровая ошибка. В таком случае кадастровая ошибка подлежит исправлению на основании документов, подтверждающих наличие ошибки в документах, на основании которых сведения о местоположении границ и/или площади вносились в ГКН, содержащие, в том числе сведения определяющие местоположение границ земельного участка.
Положением ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков
Согласно пункту 67 Требований обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит раздел сведения о выполненных измерениях и расчетах. При этом данный раздел подготовлен только в отношении участков с КН " ... " и с КН " ... ".
Вышеуказанным решением отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", с/о Калининский, " ... ""А" в соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре.
Согласно решению Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 20.01.2016г. N 2343/5/16-12380, на основании рассмотрения представленных документов: заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 23-0-1-58/3001/2016-15 от 15.01.2016г.; свидетельства о государственной регистрации права N б/н от 16.09.2015г.; доверенности нотариальной N б/н от 21.01.2015г.; межевого плана в электронном виде N б/н от 13.01.2016г. выявлено наличие оснований для отказа в осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости, предусмотренных ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ, а именно: при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
С заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества обратилась " Ф.И.О. "7, действующая основании доверенности от Плакасова В.М., предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 (квалификационный аттестат " ... ") в результате кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ".
В соответствии со ст. 28 Закона кадастре ошибка в документе, на основании которого вносились, сведения государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), квалифицируется как кадастровая ошибка. В таком случае кадастровая ошибка подлежит исправлению на основании документов, подтверждающих наличие ошибки в документах, на основании которых сведения о местоположении границ и/или площади вносились в ГКН, содержащие, в том числе сведения, определяющие местоположение границ земельного участка.
Положением ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
При этом, согласно ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (в редакции Приказа Минэкономразвития от 25.02.2014г. N 89) (далее - Требования к подготовке межевого плана), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Требований к подготовке межевого плана для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
При этом, в соответствии с пунктом 26 Требований к подготовке межевого плана, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпункте 4 пункта 22 Требований, подлинники или копии таких документов включаются в состав Приложения.
В качестве документов, подтверждающих местоположение границ уточняемых участков предоставлены Схемы размещения границ участков от 14.02.2014г., 04.02.2015г., 04.02.2015г.
Однако, данные документы не подтверждают наличие кадастровой ошибки в местоположении границ уточняемых участков, не подтверждают местоположение границ участков в течение 15 и более лет и не могут быть использованы при подготовке межевого плана.
Сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в точном соответствии с Межевым делом N 533/04/08 от 2004 года, согласно материалам которого конфигурация земельного участка была установлена Планом земельного участка, утвержденным руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству района.
Согласно пункту 7 Требований, обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит раздел сведения о выполненных измерениях и расчетах. При этом данный раздел подготовлен только в отношении участков с КН " ... " и с КН " ... ".
Вышеуказанным решением принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", с/о Калининский, " ... " в соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре.
Согласно решению Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 20.01.2016г. N 2343/5/16-12320, на основании рассмотрения представленных документов: заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 23-0-1-58/3001/2016-14 от 15.01.2016г.; свидетельства о государственной регистрации права " ... " от 10.03.2005г.; доверенности нотариальной N б/н от 18.09.2015г., межевого плана в электронном виде N б/н от 13.01.2016г.; межевого плана выявлено наличие оснований для отказа в осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости, предусмотренных ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ, а именно: при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
С заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества обратилась " Ф.И.О. "7, действующая на основании доверенности от Шендрика А.В., предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 (квалификационный аттестат " ... ") в результате кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ".
Далее решение содержит доводы аналогичные приведенным в вышеуказанном решении Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 20.01.2016г. " ... " и также принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", с/о Калининский, " ... " в соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровые инженеры осуществляют в установленном данным Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года.
При этом до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу данного Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству. К соответствующим правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила данного Федерального закона, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ соответственно индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 данного Федерального закона и юридическим лицом, указанным в статье 33 данного Федерального закона.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из данного Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением, в число которых входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом данного пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Между тем, судом установлено, что право собственности Плакасова В.М. и Шендрика А.В. на земельные участки с КН " ... ", с КН " ... " и с КН " ... " подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 16.09.2015г. и от 10.03.2005г. серии 23-АА 085682, серии 23-АА 085683 и указанные документы подлежат учету при уточнении границ земельного участка в порядке ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из оспариваемых решений органа кадастрового учета от 20.01.2016г. N 2343/5/16- 12628, N 2343/5/16-12320, N 2343/5/16-12380 следует, что сведения о местоположении границ земельных участков были ранее внесены на основании межевого дела N 533/04/08 от 2004 года, при этом согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ (действующей в указанный период), границы и размеры земельного участка определялись с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также устанавливались с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В свою очередь, наличие заявленной в административном иске кадастровой ошибки, установлено межевым планом от 13.01.2016г., подготовленным кадастровым инженером " Ф.И.О. "7, которая обратилась в орган кадастрового учета в интересах административных истцов с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости земельных участков с КН " ... ", с КН " ... ", с КН " ... ", предоставив необходимые документы и межевой план от 13.01.2016г.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что наличие кадастровой ошибки подтверждается сообщением Управления градостроительства и благоустройства администрации МО " ... " от 26.11.2015г. " ... ", схемой границ земельных участков по адресу: " ... ", Ленина, 82"А" и Ленина, 84 от 05.10.2015г., разработанной, специалистами Калининского МУП "Градостроительство", а также заключением кадастрового инженера, согласно которому площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не превышает на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, что соответствует положениям п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007г.N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при этом границы земельного участка, требующие согласования, согласованы и спора не имеется.
В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено данным Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о незаконности вышеуказанных решений об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятых Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные документы не подтверждают наличие кадастровой ошибки в сведениях, ввиду чего необходимо в порядке искового производства рассматривать вопрос о наличии факта кадастровой ошибки, опровергаются материалами дела.
Иные доводы жалобы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, так как из представленных в суд вышестоящей инстанции материалов дела следует, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда соответствует требованиям норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Калининского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.