Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Горб Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "8. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Салиху С.Х. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 230 931 руб. 23 коп., в том числе налог на имущество в размере 14848 руб. 59 коп., пеня по налогу на имущество в размере 4954 руб. 29 коп., налог на землю в размере 175633 руб. 10 коп., пеня по налогу на имущество в размере 34020 руб. 11 коп., пеня по транспортному налогу в размере 1475 руб. 14 коп.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что отделом государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ОГИБДД ОВД г. Белореченска в адрес Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю представлены сведения о том, что Салих С.Х. является собственником транспортных средств - " ... " мощностью двигателя 75 л/с и " ... ", мощность двигателя 180 л/с.
Сумма транспортного налога за 2012 год составила 9000 руб.
Налоговым органом в адрес Салиха С.Х. было направлено налоговое уведомление, которое в срок исполнено не было.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате налога в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 1475,14 руб.
Согласно сведениям, представленным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и ГУП "Крайтехинвентаризация" по " ... " о регистрации права собственности в налоговую инспекцию в соответствии со ст. 85 НК РФ Салих С.Х. являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц, а именно: нежилое производственное здание по адресу: " ... "Б; нежилое здание столярного цеха по адресу " ... "А; нежилое здание магазина по адресу: " ... "; нежилое здание магазина по адресу: " ... "; здания по адресу: " ... "А.
Сумма неоплаченного налога на имущество физических лиц за 2012 год составила 14848,59 руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 4954,29 руб.
Согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представляемых в налоговые органы, Салих С.Х. является собственником земельных участков, площадью 3817 кв.м, по адресу: " ... ", площадью 1500 кв.м, по адресу: " ... ", 714000 кв.м, по адресу: " ... ", 17518 кв.м, по адресу: " ... ".
Сумма неоплаченного Салихом С.Х. земельного налога за 2012 год составила 175633,10 руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате земельного налога в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 34020,11 руб.
Ссылаясь на ст. 48 НК РФ, административный истец просит восстановить срок, установленный ст. 48 НК РФ ч.2. ст. 286 КАС РФ и взыскать с налогоплательщика имеющуюся задолженность по налогам и сборам.
Обжалуемым решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требованиях МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю к Салиху С.Х. отказано.
С указанным решением суда не согласился начальник МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "5 и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции оставлена без внимания уважительность пропуска срока подачи заявления о взыскании задолженности.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, обсудив их, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю, судом первой инстанции установлено, что административный истец подал административное исковое заявление за пределами срока, установленного НК РФ и не предоставил каких-либо достаточных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налога и пеней, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Однако, судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Так, из материалов дела следует, что отделом государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ОГИБДД ОВД " ... " в адрес Межрайонной ИФНС России " ... " по Краснодарскому краю представлены сведения о том, что Салих С.Х. является собственником транспортных средств - " ... " 23, мощностью двигателя 75 л/с и " ... ", мощность двигателя 180 л/с.
Сумма транспортного налога за 2012 год составила 9000 руб.
Налоговым органом в адрес Салиха С.Х. было направлено налоговое уведомление, которое в срок не исполнено.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате налога в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 1475,14 руб.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 397 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Положением ч. 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно сведениям, представленным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и ГУП "Крайтехинвентаризация" по " ... " о регистрации права собственности в налоговую инспекцию в соответствии со ст. 85 НК РФ Салих С.Х. являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц, а именно: нежилое производственное здание по адресу: " ... "Б; нежилое здание столярного цеха по адресу " ... "А; нежилое здание магазина по адресу: " ... "; нежилое здание магазина по адресу: " ... "; здания по адресу: " ... "А.
Сумма неоплаченного налога на имущество физических лиц за 2012 год составила 14848,59 руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 4954,29 руб.
Согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представляемых в налоговые органы, Салих С.Х. является собственником земельных участков, площадью 3817 кв.м, по адресу: " ... ", площадью 1500 кв.м, по адресу: " ... ", 714000 кв.м, по адресу: " ... ", 17518 кв.м, по адресу: " ... ".
Сумма неоплаченного Салихом С.Х. земельного налога за 2012 год составила 175633,10 руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по оплате земельного налога в соответствии со ст. 75 НК РФ, налогоплательщику была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в размере 34020,11 руб.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнять самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
В случае неисполнения обязанности по уплате налога в срок, установленный в налоговом уведомлении, налогоплательщику направляется требование об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Вместе с тем, обязанность по уплате вышеуказанных налогов и пени Салихом С.Х. до настоящего времени не исполнена.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено данным Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дело имеется ходатайство МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о взыскании налога налоговым органом в суд общей юрисдикции, которое судом первой инстанции не рассмотрено.
При этом, судебная коллегия находит причины пропуска МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю процессуального срока для подачи заявления о взыскании налога налоговым органом в суд общей юрисдикции, приведенные в указанном ходатайстве, уважительными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05 апреля 2016 года и принять по делу новое решение об удовлетворении требований МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю к Салиху С.Х. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 230 931 руб. 23 коп., в том числе налог на имущество в размере 14 848 руб. 59 коп., пеня по налогу на имущество в размере 4 954 руб. 29 коп., налог на землю в размере 175 633 руб. 10 коп., пеня по налогу на имущество в размере 34 020 руб. 11 коп., пеня по транспортному налогу в размере 1 475 руб. 14 коп.
Руководствуясь ст. ст. 95, 286, 227, 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу начальника МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "5 удовлетворить.
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Ходатайство МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Восстановить процессуальный срок для подачи заявления МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю о взыскании обязательных платежей и санкций с Салиха С.Х.
Административное исковое заявление МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю к Салиху С.Х. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам удовлетворить.
Взыскать с Салиха С.Х. в пользу МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю задолженность по обязательным платежам в общей сумме 230 931 (двести тридцать тысяч девятьсот тридцать один) руб. 23 коп., в том числе налог на имущество в размере 14 848 руб. 59 коп., пени по налогу на имущество в размере 4 954 руб. 29 коп., налог на землю в размере 175 633 руб. 10 коп., пени по налогу на имущество в размере 34 020 руб. 11 коп., пени по транспортному налогу в размере 1 475 руб. 14 коп.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.