Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Третьякова В.С. по доверенности " Ф.И.О. "5 на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Третьяков B.C. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении на администрацию МО г.-к. Геленджик обязанности выдать разрешение на строительство - индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: " ... ", мкр. гостиницы "Чайка", участок " ... ".
В обоснование своих требований ссылается на то, что он является собственником вышеуказанного земельного участка, площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером " ... ", из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Однако, при обращении в администрацию МО г.-к. Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, письмом от 22.12.2015г. ему отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что земельный участок расположен в зоне парков (Р-2) и градостроительный регламент не предусматривает индивидуальное жилищное строительство. Также земельный участок расположен в зоне шумового воздействия аэропорта с уровнем звука более 85 дБА и согласно ГОСТ 22283-88 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" в шумовой зоне с таким уровнем шума индивидуальное жилищное строительство не допускается. Кроме того Третьяковым B.C. не представлены согласования с собственником аэропорта, Южным МТУ ВТ ФАВТ, филиалом ОАО "ТАНТК им Г.М. Бериева" на строительство объектов индивидуального жилищного строительства в приаэродромной зоне.
Третьяков B.C. считает, что указанный отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные права, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2016 года в удовлетворении требований Третьякова B.C. отказано.
С указанным решением суда не согласился представитель Третьякова В.С. по доверенности Бычков А.В. и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что возведение индивидуального жилого дома на земельном участке является реализацией установленного разрешенного вида использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного Кодекса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Третьяков В.С. является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером " ... ", из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: " ... ", мкр. гостиницы "Чайка", участок " ... ".
Указанный земельный участок принадлежит Третьякову В.С. на праве собственности на основании постановления главы администрации " ... " " ... " от 28.07.1994г.
Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.04.2010г. сделана запись регистрации " ... ".
На основании ст. 209 ГК РФ Третьяков В.С., являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
08.12.2015г. начальником управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик подготовлен градостроительный план земельного участка N Ru23303000-4404, который утвержден постановлением администрации МО г.-к. Геленджик от 08.12.2015г. N 3958.
Третьяков В.С. обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
Письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик от 22.12.2015г. Третьякову В.С. отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что градостроительный регламент зоны парков (Р-2), где расположен участок, не предусматривает индивидуальное жилищное строительство.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным: 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лице могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно, как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
Положением статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка - это план земельного участка, составляемый для застроенных и предназначенных для застройки земельных участков, в котором указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строении, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространимся действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, градостроительный план земельного участка выдается с учетом действующих на момент его выдачи градостроительных требований.
Судом первой инстанции установлено, что градостроительный план земельного участка, принадлежащего Третьякову В.С., утвержден постановлением администрации МО г.-к. Геленджик 08.12.2015г. и земельный участок, согласно выписке N 2898 из правил землепользования и застройки части территории МО г.-к. Геленджик, находится в зоне Р-2 (Зона парков. Выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции объектов капитального строительства и использования земельных участков, расположенных в пределах парков).
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что у начальника Управления архитектуры, градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство с параметрами, противоречащими градостроительному законодательству.
В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории МО г.-к. Геленджик, утвержденными решением Думы МО г.-к. Геленджик от 27 августа 2010 года N 466, на земельных участках, расположенных в зоне парков (Р-2), не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Требования градостроительного регламента носят обязательный характер и должны соблюдаться каждым субъектом, осуществляющим строительство.
При этом вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки части территории МО г.-к. Геленджик до настоящего времени не рассматривался, Третьяков В.С. в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением не обращался.
Кроме того, исходя из представленных материалов дела, судом апелляционной инстанции усматривается, что земельный участок, принадлежащий Третьякову В.С., расположен в зоне шумового воздействия аэропорта с уровнем звука более 85 дБА.
Согласно ГОСТ 22283-88 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения", в шумовой зоне с таким уровнем шума индивидуальное жилищное строительство не допускается.
В соответствии со ст. 46, 47 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэропорта.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российском Федерации", с учетом представления Новороссийской транспортной прокуратуры от 12 января 2010 года N 7-1/1-10/17 "Об устранении нарушений законодательства об авиационной безопасности", нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденными постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 июня 2009 года N 1381-11, в пределах границ района аэродрома запрещается строительство объектов без согласования с собственником аэропорта. Строительство любых объектов в данной зоне необходимо согласовывать с комиссией по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории гидроаэродрома Геленджик (Бухта) - филиал " ТАНТК им. Г.М. Бердяева".
Следовательно, обжалуемые действия управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Геленджик соответствуют закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Третьякова В.С.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возведение индивидуального жилого дома на земельном участке является реализацией установленного разрешенного вида использования - для индивидуального жилищного строительства, направлены на иную, неправильную оценку норм действующего законодательства и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда и удовлетворению заявленных требований.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Третьякова В.С. по доверенности " Ф.И.О. "5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.