Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Якубовской Е.В., Диденко И.А.,
по докладу судьи Якубовской Е.В.,
с участием прокурора Немыкиной Н.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "17
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г. Краснодара на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Краснодара в интересах Балова В.С. обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, МБУЗ "Городская поликлиника N 15", администрации МО г. Краснодар, МО НП "Нефро-лига" о признании незаконными бездействий.
В обоснование требований указал, что в прокуратуру города Краснодара обратился Балов B.C., который находится на постоянном лечении в диализном центре ООО "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" по причине хронической почечной недостаточности. В своем заявлении Балов B.C. указывал на нарушение его права на бесплатную транспортировку к месту проведения гемодиализа и обратно Министерством здравоохранения края и медицинскими учреждениями муниципального образования город Краснодар. В ходе рассмотрения обращения Балова B.C. установлено, что график его лечения на аппарате "искусственная почка" установлен три дня в неделю (понедельник, среда, пятница с 06.00 до 12.00), перерыв в лечении недопустим в связи с угрозой для жизни пациента. Балов B.C. состоит на учете в МБУЗ "Городская поликлиника N 15". Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года N 742 "О министерстве здравоохранения Краснодарского края" к полномочиям Министерства относится организация оказания населению края специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан. МБУЗ "Городская поликлиника N 15" и ООО "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" включены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2016 года. Прокурор считает, что организация доставки Балова B.C. для проведения заместительной почечной терапии от места его жительства до места проведения процедуры гемодиализа и обратно должна осуществляться Министерством здравоохранения Краснодарского края, в том числе с привлечением МБУЗ "Городская поликлиника N 15". Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не организации бесплатной доставки Балова B.C. от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа и обратно, обязать ответчиков организовать и обеспечить бесплатную доставку Балова B.C. от места жительства до места проведения процедуры гемодиализа и обратно.
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснодара Скорая М.С., поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности Каплун Ж.П., возражала против удовлетворения требований, просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Апостолова Х.Ю. с исковыми требованиями не согласилась, позиция Министерства изложена в возражениях на иск, которые приобщены к материалам дела. По изложенным в нем доводам просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель МБУЗ "Городская поликлиника N 15" по доверенности Попкова О.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 апреля 2016 года прокурору г. Краснодара отказано в удовлетворении требований.
В апелляционном представлении, поданном в Краснодарский краевой суд, прокурор г. Краснодара выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда.
На апелляционную жалобу поступили возражения от представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Апостоловой Х.Ю., в которых выражается мнение о законности и обоснованности обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Немыкину Н.В., которая поддержала доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что согласно справке серии МСЭ-2007 Балову В.С. бессрочно установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию. Балов А.В. страдает хронической почечной недостаточностью, состоит на учете МБУЗ "Городская поликлиника N 15". В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.
В связи с заболеванием Балов B.C. с 24 сентября 2011 года находится на постоянном лечении процедурой гемодиализа в диализном центре ООО "Фрезениус Медикал Кеа Кубань".
График лечения на аппарате "искусственная почка" установлен три дня в неделю (понедельник, среда, пятница с 06.00 часов до 12.00 часов). Перерыв в лечении диализом недопустим в связи с угрозой для жизни пациента.
Балов B.C. обратился в прокуратуру города Краснодара с обращением о нарушении Министерством здравоохранения Краснодарского края и медицинскими учреждениями муниципального образования город Краснодар его права на бесплатную транспортировку к месту проведения гемодиализа и обратно.
Из письма Минздрава Краснодарского края на имя заместителя прокурора города Краснодара следует, что транспортировка пациентов, нуждающихся в проведении гемодиализа, осуществляется на основании Закона Краснодарского края от 06.02.2008г. N 1388-КЗ "О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа". Указанное пособие рассчитывается исходя из количества назначенных процедур и стоимости проезда от места жительства к соответствующему лечебному учреждению и обратно на междугородном (пригородном) автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси). Также в письме указано, что вопрос о возможности обеспечения лиц, нуждающихся в проведении гемодиализа, бесплатной транспортировкой к месту проведения процедуры, находится вне ведения Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Как следует из иска, прокурор просит обязать Минздрав Краснодарского края и МБУЗ Городская поликлиника N 15 организовать и обеспечить бесплатную доставку автотранспортом Балова B.C. от места жительства к месту проведения жизненно необходимой процедуры гемодиализа в ООО "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" и обратно, согласно графику гемодиализа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд обоснованно сослался на следующие нормы материального права.
Полномочия Министерства здравоохранения регламентированы статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 30.06.1997 года N 90-КЗ "Об охране здоровья населения Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года N 742 "О министерстве здравоохранения Краснодарского края".
Статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению, что указанной нормой предусмотрена организация оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта РФ (Минздраву).
Однако ООО "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" является медицинской организацией, не подведомственной Министерству. Кроме того, данная организация имеет лицензию на осуществление первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения и не включающую в себя транспортировку пациентов.
Согласно Закону Краснодарского края от 06.02.2008 года N 1388-КЗ "О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа" и постановлению главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 года N 259 "Об утверждении порядка назначения и выплаты пособия на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа", указанным лицам ежемесячно выплачивается пособие, размер которого рассчитывается индивидуально, исходя из количества назначенных пациенту процедур по проведению гемодиализа и стоимости проезда от места жительства к соответствующей медицинской организации и обратно на междугородном (пригородном) автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).
Пособие назначается Управлением социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края по месту жительства пациента.
Граждане, не имеющие социальную льготу на проезд, вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган с целью назначения пособия на оплату проезда в установленном порядке. Ссылки административного истца на то, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги, не основаны на нормах права.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 года N 11-0/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 года" заместительная почечная терапия методами гемодиализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифу, утвержденному в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010г. N 236-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг и т.д.
При этом, в подстатье 222 статьи 220 Классификации операций сектора государственного управления, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 года N 65-н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" /Транспортные услуги/, речь идет о приобретении транспортных услуг для самой медицинской организации, а не приобретение услуг для предоставления я стороннему лицу, к тому же вне рамок оказания медицинской помощи.
Законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи.
Так, ст. 80 ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за сет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.
Пациенты, страдающие почечной недостаточностью, получают плановое амбулаторное лечение, на стационарном лечении не находятся.
В соответствии со ст. 35 указанного закона скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" указан исчерпывающий перечень поводов, для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме.
В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная обще профильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии действующим законодательством не предусмотрен.
Судом первой инстанции установлено, что МБУЗ Городская поликлиника N 15 является медицинской организацией муниципальной системы здравоохранения и осуществляет первичную медико-санитарную помощь в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения и не включающих в себя транспортировку пациентов; имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, лицензии на транспортировку больных к месту проведения гемодиализа и обратно не имеет.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.12.2012г. N 11686 "Об утверждении ведомственного перечня услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении управления здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар" услуга по транспортировке больных к месту проведения гемодиализа и обратно отсутствует.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вопрос доставки лиц, которым по жизненным показателям необходим гемодиализ, и проживающих на территории муниципального образования город Краснодар разрешен Законом Краснодарского края от 06.02.2008 года N 11388КЗ "О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 года N 259 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пособия на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа", оснований для возложения на Министерство здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ Городская поликлиника N 15 обязанности по организации и обеспечению доставки Балова B.C. автотранспортом от места жительства к месту проведения процедуры гемодиализа не имеется.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.ст. 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации и Конституции РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право, законный интерес.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), в ходе рассмотрения дела в нарушение требований ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истцом не представлено доказательств неисполнения органом местного самоуправления возложенной на него обязанности.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Краснодара для признания бездействия администрации МО г. Краснодар.
Доводы апелляционного представления прокурора г. Краснодара не содержат оснований для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права. Данных о том, что какие-либо обстоятельства, существенные для разрешения спора, не были исследованы, суду не представлено.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора г. Краснодара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.