Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
в составе председательствующего: Цехомской Е.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Горб Е.В.
с участием прокурора Барахович С.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на основании доверенности Хохлова С.С. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 15 октября 2015 года.
Заслушав, доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Геленджика обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по подготовке и разработке Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город-курорт Геленджик, в том числе с учетом не включенных распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 июля 2010 года N 575-р земельных участков в границах населенных пунктов муниципального образования город-курорт Геленджик, возложении обязанности принять соответствующие меры с вынесением проекта Правил землепользования и застройки на рассмотрение в Думу муниципального образования город-курорт Геленджик.
Требования обоснованы тем, что на основании прокурорской проверки, проведенной в отношении деятельности администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выявлены существенные нарушения требований градостроительного законодательства. В силу закона к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, что предусмотрено Градостроительным законодательством РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Однако вышеуказанные полномочия со стороны административного ответчика не реализованы, и до настоящего времени не принято решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа, при отсутствии которых не допускается выдача разрешений на строительство, за некоторыми исключениями: предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; изменение вида разрешенного использования земельных участков по "переходной" процедуре. Отсутствует система территориального планирования, и не созданы условия для разработки Правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства. Кроме того, зачастую действия администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по отказу в предоставлении градостроительного плана земельного участка для строительства, выдаче разрешений на строительство, со ссылкой на отсутствие ПЗЗ и проекта планировки территории, на основании судебных актов признаются незаконными. По вышеуказанным фактам прокуратурой г. Геленджика в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений, однако никаких мер принято не было. Полагает, что отсутствие указанных документов, в том числе ПЗЗ, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку при отсутствии ПЗЗ невозможно реализовать весь комплекс прав в сфере градостроительной деятельности.
В судебном заседании административный истец просил суд удовлетворить жалобу.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 15 октября 2015 года требования прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 15 октября 2015 года отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов указали, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права.
В возражениях старший помощник прокурора г. Геленджика О.С. Богданов возражал против удовлетворения апелляционной жалобы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав мнение представителя администрации МО г.-к. Геленджик на основании доверенности Хохлова С.С., настаивавшего на удовлетворении жалобы, мнение прокурора Барахович С.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В силу требований ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с ч. 2 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан с основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положений ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г. Геленджика проверки выявлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик не реализуются полномочия, предусмотренные градостроительным законодательством в части принятия мер по разработке правил землепользования и застройки городского округа, а также не исполнено распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 575-р от 05 июля 2010 года "О включении земельных участков в границы населенных пунктов муниципального образования город-курорт Геленджик", о чем в адрес муниципального образования 15 мая 2015 года было вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, которым в силу п. 1 ст. 18 Гк РФ является генеральный план поселения.
Согласно ст. 24 Гр РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 данного кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые разрабатываются на основании документов территориального планирования.
Согласно ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 63 настоящего Кодекса. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
При отсутствии правил землепользования и застройки территории муниципального образования не допускается: принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения, на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставление земельного участка для строительства, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на территории муниципального образования город-курорт Геленджик по состоянию на день рассмотрения спора, то есть на 15 октября 2015 года, отсутствует разработанный и утвержденный генеральный план, что не было оспорено в судебном заседании сторонами и свидетельствует о наличии со стороны администрации незаконного бездействия, влекущего нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, формирование системы территориального планирования является необходимым условием для развития жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования прокурора г. Геленджика.
Доказательства, положенные судом в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 15 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на основании доверенности Хохлова С.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.