Заместитель председателя Краснодарского краевого суда Свашенко С.Н., рассмотрев жалобу Бахышова С.С. оглы, поступившую в краевой суд 27 июля 2016 года, на постановление судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 20 июня 2016 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Бахышова С.С. оглы,
У с т а н о в и л:
Постановлением судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 20 июня 2016 года Бахышов С.С. оглы привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере " ... " рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 20 июля 2016 года постановление судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 20 июня 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе Бахышов С.С. оглы просит отменить судебные постановления, считая их незаконными, необоснованными, вынесенными с нарушением норм КоАП РФ.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 27 июля 2016 года жалоба принята к производству краевого суда, административное дело истребовано в краевой суд. 27 июля 2016 года дело поступило в канцелярию краевого суда.
Исследовав материалы административного дела, рассмотрев доводы жалобы, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что 20 июня 2016 года по адресу: " ... ", " ... " был выявлен гражданин " ... " Бахышов с.С. оглы. Основанием для его привлечения к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ послужило то, что Бахышов С.С. оглы нарушил режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока временного пребывания.
По данному факту в отношении Бахышова С.С. оглы сотрудником УФМС России по Краснодарскому краю составлен протокол об административном правонарушении N 675593 от 20 июня 2016 года, с указанием на нарушение Бахышовым С.С. оглы требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Судья районного суда посчитал, что действия Бахышова С.С. оглы образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, с чем согласился судья краевого суда.
Нахожу принятые постановления судов незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.2 названного Закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.5 вышеуказанного Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно ст.25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.
П.2 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 413 "О миграционной карте", предусмотрено, что миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.
В силу п.3 названных Правил бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.
В ч.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закреплено, что миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с Приложением к Правилам использования миграционной карты бланк миграционной карты предусматривает следующие цели визита: служебный, коммерческий, частный визит, туризм, учеба, работа и транзит.
Как усматривается из материалов дела, гражданин " ... " Бахышов С.С. оглы въехал в Российскую Федерацию без получения визы 26 мая 2016 года с указанием цели въезда - частная и окончанием срока пребывания на территории РФ 23 августа 2016 года.
Более того, Бахышов С.С. оглы исполнил установленную ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" обязанность по постановке на учёт по месту его пребывания, что подтверждается уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Из дела видно, что Бахышов С.С. оглы был поставлен на учет по адресу: Краснодарский край, " ... "А, о чём были уведомлены органы миграционной службы, что подтверждается печатью Почта России в графе "Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания" (д.д.3).
Согласно указанному уведомлению указан срок пребывания Бахышова С.С. оглы до 23 августа 2016 года.
Указанное уведомление с достоверностью свидетельствует о том, что органы миграционной службы были в установленном порядке уведомлены о цели въезда Бахышова С.С. оглы на территорию Российской Федерации и о сроке его пребывания.
При таких обстоятельствах, на момент составления протокола об административном правонарушении от 20 июня 2016 года Бахышов С.С. оглы законно находился на территории Российской Федерации, поскольку срок его временного пребывания по территории Российской Федерации, установленный п.1 ст.5 ФЗ от 25 июля 2002 года N115-ФЗ, не истек.
Между тем, вышеизложенные обстоятельства и положения административного законодательства оставлены судами без внимания и должной правовой оценки.
В соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения и отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 20 июня 2016 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 июля 2016 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Бахышова С.С. оглы события и состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ
Постановил:
Жалобу Бахышова С.С. оглы удовлетворить.
Постановление судьи Адлерского районного суда г.Сочи от 20 июня 2016 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 июля 2016 года отменить. Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя
Краснодарского краевого суда С.Н.Свашенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.