СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Орловой И.А., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 28 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 мая 2016 года, которым
на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Осиповой Е.В. благоустроенное жилое помещение в черте города Сыктывкара, пригодное для проживания на условиях специализированного найма, общей площадью не менее ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., объяснения Осиповой Е.В, ее представителя Шевелева А.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением суда от 19.04.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Управление опеки и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару.
В судебном заседании истец Осипова Е.В. и ее представитель Шевелев А.Л. на удовлетворении исковых требований настаивали. Представитель ответчика Федосюк А.С. просила в иске отказать.
Третьи лица - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Управление опеки и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару в рассмотрении дела участия не принимали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене постановленного судебного акта, как вынесенного с нарушением норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ РК "Центр правового обеспечения", действующее в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, также выражает несогласие с решением суда.
В возражениях на жалобу Осипова Е.В. не согласна с приведенными в ней доводами и просит решение суда оставить без изменения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ).
Судом установлено, что Осипова Е.В., ... года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ижемского районного суда Республики Коми от 03.03.1994 мать истицы Х.Э.В. лишена родительских прав в отношении дочери ... (впоследствии Осиповой) Е.В.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" отец истца М.В.В. также лишен родительских прав в отношении дочери.
С "Дата обезличена" истица находилась в ... , расположенном по адресу: ...
В ... году Осипова Е.В. переехала в г. ... , с ... года по ... год проходила обучение в ... колледже. В настоящее время истица обучается в ... университете на ... курсе ... факультета.
"Дата обезличена" Осипова ( ... ) Е.В. вступила в брак с Осиповым Д.В., проживает в квартире по адресу: ... , принадлежащей на праве собственности отцу мужа О.В.Н. .
Постановлением администрации МР " ... " от "Дата обезличена" N ... истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени жилое помещение Осиповой Е.В. не предоставлено, сведений о зарегистрированных правах истицы на недвижимое имущество материалы дела не содержат.
Установив вышеприведенные обстоятельства дела и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", исходил из того, что Осипова Е.В. имеет право на предоставление жилого помещения на условиях специализированного найма, поскольку относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет пригодного для проживания жилого помещения по договору социального найма, включена в Список.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным и основанным на приведенном выше законодательстве.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае обязанность по предоставлению истице жилого помещения возникает у администрации МО МР "Ижемский", по месту выявления и первичного учета, не основаны на законе, поскольку федеральным законодательством (пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ) обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц возложена на органы исполнительной власти по месту их жительства.
Ссылка в жалобе ответчика на то, что Осипова Е.В. в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, в соответствующем Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями специализированного жилого фонда не значится, достигла возраста 23 лет, не является основанием для отмены решения суда при наличии установленных по делу конкретных обстоятельств, свидетельствующих о праве истицы на названное жилое помещение.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы могли повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.
Основания для отмены судебного постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.