СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 01 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июня 2016 года, по которому:
признано за Лосевым А.А. право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет его умершей матери - Лосевой З.И., "Дата обезличена" г.р., по категории "инвалиды";
возложена обязанность на администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" включить Лосева А.А. в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы с датой первоначальной постановки - 18 апреля 1997 г., на учет его умершей матери Лосевой З.И. по категории "инвалиды".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Лосев А.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании права на получение жилищной субсидии и возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилищной субсидии после смерти матери Лосевой З.И., состоявшей на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет 18.04.1997г. по категории "инвалиды" и обязании ответчика восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии.
Ответчик, третье лицо Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (Минстрой РК) с иском не согласились.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минстрой РК просит решение суда отменить со ссылкой на нарушение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции стороны, третье лицо участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лосева З.И. состояла в общереспубликанских списках граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет 18.04.1997 по категории "инвалиды", с составом семьи 2 человека, в том числе сын - Лосев А.А..
"Дата обезличена" года Лосева З.И. умерла.
Согласно поквартирной карточке, на день смерти Лосева З.И. была зарегистрирована по адресу: "Адрес обезличен". Вместе с ней по указанному адресу значились зарегистрированными её сын Лосев А.А. и внучка Лосева А.А.
06 апреля 2016 года истец обратился с заявлением к руководителю администрации МО ГО "Воркута" о сохранении за ним права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом даты постановки и очередности его матери - 18.04.1997г. по категории "инвалиды".
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 14.04.2016г. Лосеву А.А. отказано в сохранении права на получение социальных выплат по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 18.04.1997г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ с 01.01.2012г.
Из ответа администрации МО ГО "Воркута" следует, что Лосев А.А. состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учёт 18.04.1997г. по категории "работающие" с составом семьи 2 человека.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Лосев А.А., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти его матери до 1 января 2012 года.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным и основанным на законе.В силу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст.1 Федерального закона от 25.10.002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в ст.1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 N 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года.
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение, прямо в ст.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы Минстроя РК в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25.10.2005 N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.