Судья Севастопольского городского суда Артамонова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июня 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 08.06.2016 года А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей без конфискации транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения. Транспортное средство - "данные изъяты" черного цвета, изъятый согласно протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, и находящийся на хранении на территории ГУП города Севастополя "Севастопольский морской порт" по адресу: г. Севастополь, пл. Нахимова, д. 5, причал N, постановлено возвратить А.В. после его таможенного оформления.
Не согласившись с данным постановлением районного суда, А.В. подал жалобу, в которой просит постановленный судебный акт изменить, исключить из его резолютивной части указание на возврат А.В. транспортного средства автомобиля "ТОYOTA AVALON" после его таможенного оформления. Податель жалобы выражает несогласие с постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 08.06.2016 года в части указания на необходимость таможенного оформления для его возврата, в остальной части состоявшееся постановление заявитель не оспаривает. В обоснование доводов жалобы А.В. ссылается на то, что управление транспортным средством было передано заявителем А.В. с целью обеспечения сохранности транспортного средства, поскольку последний по причине плохого самочувствия не мог управлять транспортным средством, а оставление дорогостоящего автомобиля в необорудованных под охраняемую стоянку местах в сельской местности угрожало сохранности транспортного средства, обязанность по обеспечению которого лежала на А.В. , в том числе, и в силу таможенного режима автомобиля. Определить транспортное средство на оборудованную стоянку до поездки за медицинской помощью заявитель не мог, поскольку имел обоснованные опасения за свое здоровье. Таким образом, заявитель считает, что основания, по которым он передал управление транспортным средством А.В. , подпадают под положения п. 1 части 3 статьи 279 Таможенного кодекса ТС. К тому же, перечень случаев допустимой передачи транспортных средств, находящихся в режиме временного ввоза, иным лицам, не являющихся допуском товара к обращению на таможенной территории, приведенный в данном пункте, не является исчерпывающим. При таких обстоятельствах, заявитель ссылается на то, что передача транспортного средства иному лицу была связана с состоянием его здоровья и не подразумевала допуск транспортного средства к постоянному обращению на таможенной территории Российской Федерации под управлением третьего лица, не имея допустимых доказательств, суд первой инстанции безосновательно расценил действия заявителя как нарушения требований статей 358, 279 ТК ТС. Кроме того, заявитель считает не основанное на законе содержащиеся в обжалуемом постановлении суда требование о проведении таможенных процедур в отношении задержанного транспортного средства для его возврата А.В. Как указывает заявитель в настоящей жалобе, на данный момент он не имеет правовых оснований для постоянного нахождения на территории Российской Федерации и обязан выехать в установленные законом сроки. Транспортное средство, задержанного таможенными органами, является общей совместной собственностью заявителя и его супруги. Поскольку нарушение таможенных правил допущено последним впервые, объясняется ухудшением состояния здоровья, угрожавшим жизни и способности безаварийного управления транспортным средством, принудительное применение таможенных процедур в отношении задержанного транспортного средства заявитель считает крайне суровым наказанием, даже более тяжелым, нежели конфискация. Сумма обязательных платежей при проведении таможенной процедуры растамаживания задержанного транспортного средства вдвое превышает рыночную стоимость самого транспортного средства и является крайне высокой для заявителя.
В судебном заседании А.В. и его адвокат М.М. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представители Севастопольской таможни по доверенностям С.Г. , Л.В. против удовлетворения жалобы возражали ввиду законности судебного постановления от 08.06.2016 года по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела в полном объеме, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 355 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Пунктом 3 статьи 358 ТК ТС установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) передача иным лицам права пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, временно ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год, допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращению осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения; для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
В силу пунктов 4, 6, 7 названного Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Севастопольской таможни совместно с сотрудниками ГИБДД России по "адрес" был остановлен автомобиль "ТОYOTA AVALON", "данные изъяты" черного цвета, состоящий на регистрационном учете в Республике Украина, законным владельцем которого является гражданин Республики Украина А.В.
Данным автомобилем управлял гражданин Республики Украина А.В. , который в ходе проверки документов предъявил в том числе пассажирскую таможенную декларацию N, оформленную Севастопольской таможней ДД.ММ.ГГГГ на имя А.В. со сроком временного ввоза указанного транспортного средства до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, гражданин Республики Украина А.В. , в нарушение положений таможенного законодательства передал временно ввезенное на таможенную территорию таможенного союза транспортное средство "ТОYOTA AVALON", "данные изъяты" черного цвета, другому лицу без соблюдения порядка по таможенному оформлению, установленном Таможенным законодательством Таможенного союза.
Фактические обстоятельства дела и виновность в совершении вменяемого административного правонарушения А.В. в настоящей жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, которым районным судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия А.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ.
Ссылки А.В. на незнание требований таможенного законодательства не могут повлечь освобождение его от административной ответственности, при том, что при оформлении пассажирской таможенной декларации он был предупрежден таможенным органом о том, что передача данного транспортного средства в пользование другим лицам запрещена, что подтверждается его подписью в декларации N/ N от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы заявителя о наличии у него уважительной причины для передачи транспортного средства третьему лицу в виде плохого самочувствия и обращения к врачу не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения, так как согласно п. 2 ст. 11 Соглашения передача права пользования и (или) распоряжения таким транспортным средством для личного пользования иным лицам допускается для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории, если вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине только при наличии разрешения таможенного органа. Однако какого-либо разрешения у таможенных органов на передачу права пользования и (или) распоряжения на спорный автомобиль у таможенных органов не запрашивалось.
Доводы жалобы о том, что вышеуказанное транспортное средство передано заявителем А.В. с целью обеспечения сохранности транспортного средства, отклоняются, так как надлежащими и допустимыми доказательствами факт передачи иному лицу временно ввезенного транспортного средства исключительно в целях его хранения не подтвержден, что в силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 279 ТК ТС допускается без разрешения таможенного органа. Кроме того, из пояснений А.В. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что транспортное средство "ТОYOTA AVALON", "данные изъяты", было передано А.В. не с целью хранения, а отвести знакомую заявителя в г. Севастополь, т.е. транспортное средство было передано в пользование.
При этом, передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий по их таможенному декларированию и уплате таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Ссылка в жалобе на необоснованное указание судьей районного суда в обжалуемом постановлении на возвращение транспортного средства только после его таможенного оформления не влечет изменение вынесенного постановления в данной части в силу следующего.
Согласно требованиями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, должны быть решены в постановлении по делу об административном правонарушении; при этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения, передача иным лицам права пользования транспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранного государства и временно ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами, допустима только при условии их не только таможенного декларирования, но и уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, в связи с передачей иному лицу права пользования таким транспортным средством возникает обязанность по таможенному декларированию и уплате таможенных пошлин.
Как следует из материалов дела, сумма подлежащего уплате таможенного платежа в отношении автомобиля "ТОYOTA AVALON", "данные изъяты" черного цвета, составляет 1 510 708,0 рублей.
При этом, как установлено частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" со ссылкой на указанную норму выражена правовая позиция, согласно которой при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.
Учитывая, что обязанность совершения таможенных операций заявителем не исполнена, процедура временного ввоза не была завершена, а, в соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, назначенное А.В. административное наказание не освобождает ее от исполнения обязанности, за которую назначено наказание, поэтому обжалуемое постановление в части возврата автомобиля при условии таможенного оформления (уплаты таможенных пошлин), также является законным, а доводы заявителя несостоятельными.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 08 июня 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении А.В. , оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.