Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Устинова О.И., Радовиль В.Л.,
При секретаре Д.А.И..,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Р.Т.Б. на заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 марта 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к Ф.Е.А.., 3-и лица Р.Т.Б.., Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" о признании недействительным и не порождающим правовых последствий свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданное Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе 28 февраля 2014 года, на имя Р.Т.Б..; истребовать из незаконного владения Ф.Е.А. и возврате в собственность города Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок N, площадью 1000 кв.м., кадастровый номер N.
Требования мотивированы тем, что Р.Т.Б. неправомерно приобрела право собственности на спорный участок, который был передан ОК "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N 678-р от 18 марта 2010 года. Незаконность распоряжения заключается в том, что данный орган в силу действующего на момент возникновения спорных отношений законодательства, не был уполномочен по распоряжению землями, находящимися в пределах города Севастополя.
В последующем спорный участок был приобретен ответчиком, который, по мнению истца, является недобросовестным покупателем, поскольку указанный объект недвижимого имущества перешел в собственность Ф.Е.А. в нарушение норм земельного законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.
Заочным решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 марта 2016 года истребован в государственную собственность субъекта федерации - города федерального значения Севастополя из незаконного владения Ф.Е.А. земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: город Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, N N, кадастровый номер N. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
На данное заочное решение, Р.Т.Б. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
В качестве доводов апелляционной жалобы указано, что суд, при разрешении спора незаконно применил законодательство иностранного государства, поскольку сделка по отчуждению в пользу Ф.Е.А. земельного участка произведена на основании законодательства РФ.
Кроме того, заявитель указывает, что Правительство Севастополя не является правопреемником Севастопольской городской государственной администрации, в связи с чем, не может выступать с настоящим иском. При этом, истцом не доказано возникновение у него права собственности на спорный земельный участок.
Также заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел того, что распоряжение N 678-р от 18 марта 2010 года не признано в судебном порядке недействительным.
Недоказанным, по мнению заявителя апелляционной жалобы, является и вывод суда относительного того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Р.Т.Б. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представители Правительства Севастополя, представитель ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство", действующие по доверенностям, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Ф.Е.А. в судебное заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании считал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений г. Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра, Управления лесного и охотничьего хозяйства г. Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в виду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18 марта 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение N 678-р на основании которого гражданам - членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" предоставлены земельные участки, в том числе, и спорный земельный участок, предоставленный Р.Т.Б.
Из указанного следует, что спорный земельный участок изначально был передан ОК "Дачно-строительный кооператив "Благополучный", который в последующем был передан Р.Т.Б.., как члену данного Кооператива.
01 июля 2015 года между Р.Т.Б. и Ф.Е.А. заключен договор купли-продажи, согласно которому в собственность последнего перешел спорный объект недвижимости.
07 июля 2015 года право собственности Ф.Е.А. было зарегистрировано в реестре и выдано соответствующее свидетельство.
Таким образом, в настоящее время правообладателем спорного имущества является Ф.Е.А.., право собственности которого возникло на основании заключенной сделки.
Поскольку правоотношения по приобретению и передаче в собственность спорного земельного участка возникли в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины, который действовал на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, данный спор подлежит рассмотрению с учетом положений указанного Кодекса.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины устанавливается обязанность граждан, которые заинтересованы в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания дома, хозяйственных построек и сооружений, обратиться с соответствующим ходатайством к соответствующим районным, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельских, поселковых городских советов по месту нахождения земельных участков. По результатам такого обращения уполномоченный орган принимает соответствующее решение.
Как указывалось выше, решение о передаче бесплатно в собственность граждан земельного участка, принимается уполномоченным на то органом.
При этом, из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 ноября 1975 года N 361 "Об установлении новых районов в некоторых городам Украинской ССР" в г. Севастополе создан Гагаринский район. Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08 февраля 1977 года N 3/93 "О границах районов в г. Севастополе" утверждены границы Ленинского, Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского района. Согласно решению Севастопольского городского Совета от 13 декабря 1995 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана г. Севастополя до 2025 года" спорный земельный участок находится в границах города Севастополя (Балаклавский район).
Исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что расположение спорного объекта недвижимого имущества отнесено к границам Балаклавского района города Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о передаче в собственность Обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" земельного участка, в состав которого входит и спорный участок, разрешен неуполномоченным на то лицо, то есть Севастопольской городской государственной администрацией, а не Севастопольским городским Советом.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения, которые подтверждают обращение Р.Т.Б. с соответствующим заявлением в Севастопольский городской Совет с требованиями о выделении ей бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального дачного строительства. Относительно Р.Т.Б. отсутствуют акт индивидуального действия - соответствующее решение сессии Севастопольского городского Совета о передаче в собственность спорного земельного участка.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что спорный земельный участок, вошедший в состав земельных участков, переданных гражданам Обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N 678-р от 18 марта 2010 года, на момент его передачи находился в собственности ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" на основании пункта 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства, который в настоящее время на основании Постановления Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года N 164 закреплен за ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество".
Частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Исходя из изложенного, позволяется возможным отменить, что передача в собственность Обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Благополучный" спорного земельного участка, который в последующем находился в пользовании Р.Т.Б., нарушил права и интересы третьих лиц.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией N 678-р от 18 марта 2010 года фактически изменено целевое назначение земельного участка, который находится в постоянном пользовании казенного учреждения, изъятие земельного участка в установленном законом порядке у постоянного пользователя не осуществлялось.
Исходя из изложенного, как Р.Т.Б., так и Ф.Е.А. незаконно осуществляли и продолжают осуществлять в отношении спорного земельного участка соответствующие права собственности в отсутствие на то законных оснований, что, в свою очередь, свидетельствует о защите нарушенного право истца, поскольку спорный земельный участок выбыл из собственности города Севастополя в нарушение процедур предоставления гражданам бесплатно земельных участков.
Данное право подлежит защите путем изъятия земельного участка из чужого незаконного владения Ф.Е.А.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения исковых требований об изъятии спорного земельного участка из чужого незаконного владения, поскольку основания для этого установлены как судом первой, так и апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что исковое заявление подано ненадлежащим истцом по делу, судебная коллегия отклоняет в виду следующих обстоятельств.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Кроме того, как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящиеся в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, исходя из того, что ответчик владеет спорным земельным участком, который расположен на территории города федерального значения Севастополь, чем нарушает права и интересы государства как собственника, Правительство Севастополя правомерно обратилось с иском в суд.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у суда полномочий по проверке законности деятельности органа государственной власти Украины подлежит также отклонению, поскольку в данном случае, осуществлена проверка законности действий государственного органа, действующего до проведения общекрымского референдума, действиями которого нарушены интересы города федерального значения Севастополя.
Тот факт, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации N 678-р от 18 марта 2010 года не отменено в судебном порядке и является, не влечет отмену принятого по делу судебного решения, поскольку установлено, что данное распоряжение принято органом властных полномочий при превышении своих полномочий и повлекло незаконное владение имуществом, держателем которого в настоящее время является Правительство Севастополя.
Указание на то, что Ф.Е.А. является добросовестным приобретателем спорного имущества не нашло своего подтверждения в ходе разрешения спорных отношений.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на ошибочное толкование норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 15 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.Т.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.