Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Устинова О.И.
судей Лядовой Т.Р.
Андрейченко А.А.
при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.
при участии:
К.Л.М.,
от К.Л.М.: С.И.Э.,
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки сведения не представили
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Севастополя и Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 августа 2015 года по делу N33-2032/16 (N2-5658/2015)
по иску К.Л.М.
к Главному управлению имущественных и земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя,
третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя,
об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка
УСТАНОВИЛА:
В июне 2015 года К.Л.М. обратилась в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Главному управлению имущественных и земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, в котором просила обязать Главное Управление имущественных и земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего истцу на праве собственности с "для ведения садоводства" на "для индивидуального дачного строительства", с отнесением этих земель к землям населенных пунктов.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 августа 2015 года исковые требования удовлетворены частично: обязано Главное управление имущественных и земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление К.Л.М. от 02 февраля 2015 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчики подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционные жалобы мотивированы нарушением норм материального и процессуального права.
Так, Правительство Севастополя указывает, что положения Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" не распространяются на спорные правоотношения, действующим законодательством предусмотрен иной порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, обращает внимание, что изменение разрешенного вида использования земельного участка на территории города федерального значения Севастополя отнесено к полномочиям Правительства Севастополя.
Главное управление имущественных и земельных отношений в тексте апелляционной жалобы отмечает, что обращение с данным исковым заявлением в суд является преждевременным, поскольку истцом не оспорены действия ответчика, кроме того, суд первой инстанции, возлагая на ответчика обязанность рассмотреть заявление об изменении вида разрешенного использования, вышел за пределы исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и представитель истца возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционных жалоб, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, усматривает основания для отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что на основании заявления собственника земельного участка гр. К.Л.М., в соответствии со статьей 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", статьями 9, 20, 51, пунктом 12 раздела Х Земельного кодекса Украины, Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц", V сессией VI созыва Севастопольского городского Совета 15 ноября 2011 года принято решение N, согласно пункту 1 которого дано согласие гражданке Украины К.Л.М. на изменение целевого назначения земельного участка площадью 0,0400 га, расположенного по адресу: "адрес" с "для ведения садоводства" на "для индивидуального дачного строительства" и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (л.д.26-27).
Материалами дела подтверждается, что истцом разработан проект землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу: "адрес", согласованный в установленном законом порядке заключением Управления градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации от 10 октября 2013 года исх.N04-02/5547, однако решение городского совета об изменении целевого назначения земельного участка, принятое в порядке, предусмотренном статьей 20 Земельного кодекса Украины, Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц", и являющееся основанием для оформления правоподтверждающих документов на земельный участок с измененным целевым назначением, К.Л.М. получено не было.
02 февраля 2015 года К.Л.М., в соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 N 332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству", обратилась в Главное управление имущественных и земельных отношений с заявлением об изменении вида разрешенного использования (целевого назначения) земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, что подтверждается государственным актом серии ???-КМ N площадью 0,0400 га, расположенного по адресу: "адрес" с "для ведения садоводства" на "для индивидуального дачного строительства", с отнесением этих земель к землям населенных пунктов.
Письмом Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по правовым вопросам, земельным и имущественным отношениям от 02 марта 2015 года исх.N02-12/К-109/1 заявителю сообщено, что Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 N 332 урегулирована процедура оформления правоустанавливающих документов на земельные участка гражданам, не успевшим оформить до 21 марта 2014 года документ на землю, но получившим разрешение органов местного самоуправления города Севастополя на разработку документации по землеустройству.
Учитывая, что правоустанавливающие документы на земельный участок площадью 0,0400 га, расположенный по адресу: "адрес" предоставленный для ведения садоводства, оформлены (государственный акт на право собственности на земельный участок серии III-КМ N, зарегистрированный 28 августа 1997 года под N), законодательством Российской Федерации предусмотрена иная процедура изменения вида разрешенного использования. Также в письме сообщено, что вопрос изменения вида разрешенного использования земельных участков может быть рассмотрен по существу после утверждения Правил землепользования и застройки города Севастополя (л.д.13).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.
Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 N 332, урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением бесплатно в собственность и оформлением гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в г.Севастополе, права собственности на земельные участки, при наличии у заинтересованных лиц принятых до 21 марта 2014 года и действующих решений органов местного самоуправления г. Севастополя о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности К.Л.М. на земельный участок, в отношении которого истец просит изменить вид разрешенного использования, оформлено до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с доводами заявителя апелляционной жалобы о том, что на спорные правоотношения действие положений Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Постановления Правительства Севастополя от 30.09.2014 N 332 не распространяется.
Судебная коллегия отмечает, что пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено деление земель в Российской Федерации на категории по целевому назначению.
Согласно пункту 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают, в том числе, и градостроительные регламенты, которыми, в соответствии с положениями части 1 статьи 36 данного Кодекса, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В градостроительном регламенте, согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как определено пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки до 31 декабря 2016 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Из правового анализа положений Закона города Севастополя от 30.12.2014 N 102-ЗС "О местном самоуправлении в городе Севастополе" следует, что к вопросам местного значения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя не отнесены вопросы в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" к полномочиям Правительства Севастополя, как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти города Севастополя отнесены: разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования; осуществление в соответствии с законодательством города Севастополя регулирования градостроительной деятельности; осуществление управления в области земельных отношений; осуществление в сфере градостроительства и землепользования иных полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Статьей 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предусмотрено, что до утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Однако положения вышеуказанных нормативно-правовых актов К.Л.М. при обращении с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка приняты во внимание не были, в связи с чем заявление подано с нарушением порядка изменения вида разрешенного использования, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того необходимо отметить, что согласно части 1, 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Из текста искового заявления усматривается, что К.Л.М. при обращении в суд требования об обязании ответчика - Главного управления имущественных и земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление от 02 февраля 2015 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка не заявляла. Основания, предусмотренные федеральными законами для выхода за пределы заявленных требований и разрешения требования, которое не заявлено, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции, возлагая на ответчика обязанность рассмотреть приведенное выше заявление истца от 02 февраля 2015 года, допустил нарушения процессуального законодательства, вышел за пределы исковых требований, разрешив требование, которое не было заявлено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка может быть проведена на основании ранее выданных документов, соблюдении истцом установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также наличии основании для возложения на ответчика обязанности рассмотреть заявление истца, являются ошибочными, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 03 августа 2015 года по делу N33-2032/16 (N2-5658/2015) отменить, принять новое решение;
"В удовлетворении исковых требований К.Л.М. отказать".
Определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий О.И. Устинов
Судьи Т.Р. Лядова
А.А. Андрейченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.