Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лядовой Т.Р.,
судей Андрейченко А.А. и Радовиля В.Л.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к жилищно-строительному кооперативу "Правда" о признании недействительным и отмене решения общего собрания,
по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива "Правда" на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме,
заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л.,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу "Правда" (далее - ЖСК "Правда") о признании недействительным и отмене решения общего собрания ЖСК "Правда" от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным договора Nа/4-42 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЖСК "Правда" и Василе Еленой, а также признании за ФИО1 права собственности на долю в строительстве "адрес"-а по "адрес" в "адрес".
В обоснование указанных исковых требований ФИО1 указала, что между ею и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор Nа-149 о внесении паевых взносов на строительство квартиры общей площадью 37,5 кв.м., расположенной на 5-м этаже шестиэтажного дома по адресу: "адрес" "а". Общий размер паевого взноса на строительство квартиры составил 27375 долларов США, в гривне по коммерческому курсу доллара США на день внесения паевого взноса. Оплата 70% стоимости квартиры истцом осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. Также условиями договора предусмотрено перенесение сроков исполнения взаимных обязательств в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств. ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено письмо в адрес ответчика о наступлении форс-мажорных обстоятельств с ее стороны, отразившихся в прекращении деятельности банков Украины на территории Крыма и Севастополя и невозможности для истца получить денежные средства в указанных банках для внесения их в качестве паевых взносов. Кроме того, истец также обратилась по данному вопросу к ФИО5 - председателю кооператива и получила заверения о том, что проблема отсутствует, поскольку у ответчика также наступили форс-мажорные обстоятельства, выразившиеся в невозможности сдачи дома в эксплуатацию в срок, установленный договором. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована в городе Севастополе по адресу: "адрес"А, "адрес" ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ЖСК "Правда" официальное сообщение об изменении адреса места жительства. ДД.ММ.ГГГГ истцом также внесены в ЖСК "Правда" оставшиеся средства по договору. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стало известно, что ответчиком изменен номер ее квартиры и ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о внесении паевых взносов с Василе Еленой на ту же самую квартиру. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено, что решением общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из ассоциированных членов кооператива в связи с нарушением Устава и договора о внесении паевых взносов.
В ходе судебного производства по делу истцом уточнен предмет иска, в соответствии с которым истец просила признать недействительным и отменить решение общего собрания ЖСК "Правда" от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора Nа-149 от ДД.ММ.ГГГГ и исключении ФИО1 из ассоциированных членов кооператива.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ЖСК "Правда" указывает, что решение суда противоречит обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Апеллянт полагает, что судом неверно дана правовая оценка заявлению ФИО1, поскольку в нем истец ходатайствует о предоставлении отсрочки, а не информирует о наступлении форс-мажорных обстоятельств. Кроме того, к заявлению не были приложены документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств. Судом также не было принято во внимание, что согласно пункту 8.3 договора о внесении паевых взносов на строительство квартиры, в случае невыполнения ФИО1 пункта 4.2.1 договора в срок не более 1 месяца, а также в случаях, предусмотренных Уставом кооператива, положением об ассоциированных членах кооператива и действующим законодательством кооператив имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке с исключением пайщика из состава ассоциированных членов кооператива. В связи с этим, действия ответчика полностью законны и соответствовали условиям договора и уставу кооператива.
В обоснование довода апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, ответчик полагает, что, давая оценку правомерности решения общего собрания об исключении ФИО1 из членов кооператива, суд должен был исходить только из применения норм украинского материального права, регулирующего правовое положение ассоциированного члена обслуживающего кооператива, порядок и основания его исключения, применять положения Устава кооператива, в редакции действовавшей на момент принятия решения об исключении ФИО1 из ассоциированных членов кооператива.
Кроме того, судом не был разрешен вопрос о денежных средствах, внесенных ответчиком на депозит суда в размере внесенного истцом ФИО1 паевого взноса.
Представитель ЖСК "Проспект", в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
ФИО1 и ее представители, каждый в отдельности указали, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N "О судебном решении" от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку истец не получала ответ на свое заявление о наступлении форс-мажорных обстоятельств, не была надлежащим образом уведомлена о проведении общего собрания, внесла денежные средства в полном объеме до введения дома в эксплуатацию, в срок, указанный в ее заявлении о наступлении форс-мажорных обстоятельств, то действия ответчика по исключению истца из членов кооператива являются незаконными.
Судебная коллегия находит такой вывод суда правомерным и основанным на законе.
В соответствии со статьей 116 Жилищного кодекса РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива, которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива определяется уставом кооператива в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с частью 1 стати 129 Жилищного кодекса РФ член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.
Согласно части 1 статьи 130 Жилищного кодекса РФ) членство в жилищном кооперативе и ЖСК прекращается, в том числе в случае исключения члена кооператива (п. 2).
Член кооператива может быть исключен из кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом кооператива (часть 3 статьи 130 ЖК РФ).
Судом установлено, что между ФИО1 ЖСК "Правда" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор Nа-149 о внесении паевых взносов на строительство квартиры. Предметом данного договора являлось долевое участие истца в строительстве "адрес", общей площадью 37,5 кв.м., расположенной на 5-ом жилом этаже пятиэтажного жилого дома, а также оформление за истцом прав собственности на указанную квартиру, которое производится после завершения строительства.
Согласно пунктам 3.2.1 и 4.2.1 договора пайщик принимает участие в расходах на строительство квартиры путем внесения паевых взносов доли в виде квартиры в сроки и в комплектации в соответствии с пунктами договора. Пайщик обязан внести паевые взносы в размере и сроки, указанные в Приложении N, являющемся неотъемлемой частью договора. При этом, согласно пункту 5.4 договора и дополнительному соглашению N к нему окончательный паевой взнос за квартиру пайщик обязан внести не позднее 10-дневного срока после обмеров КП "БТИ и ГРОНИ" с момента уведомления кооперативом о получении инвентарной ведомости КП "БТИ и ГРОНИ".
Истец во исполнение указанного договора внесла стоимость паевого взноса за квартиру ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере 14100 долларов США, а ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 5100 долларов США.
В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения к договору истица должна была производить ежемесячное внесение паевых взносов в размере 680 долларов США.
Как следует из протокола общего собрания ЖСК "Правда" N ОТ ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из состава пайщиков (ассоциированных членов) ЖСК "Правда" (л.д. 74).
Давая оценку доводам апелляционной жалобы относительно материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" город федерального значения Севастополя принят в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли после ратификации Договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от ДД.ММ.ГГГГ, и вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, то есть на основании законодательства Российской Федерации, то при разрешении заявленных требований применению подлежат нормы материального права Российской Федерации.
Ссылка апеллянта на положения статьи 1202 Гражданского кодекса РФ, является несостоятельной, поскольку на основании личного закона юридического лица устанавливается существование конкретного юридического лица в соответствующей юрисдикции, его организационно-правовая форма, его правоспособность, в том числе вопрос о том, кто от имени юридического лица обладает правомочиями на приобретение гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей.
Между тем действия такого юридического лица относительно третьих лиц и исполнения обязательств, определяется в соответствии законодательством правового поля Российской Федерации.
Пунктом 6.5 Устава ЖСК "Правда" предусмотрено, что член кооператива может быть исключен из кооператива в случае препятствования им своими действиями достижению цели кооператива и/или систематического и ненадлежащего исполнения обязательств, возложенных на него Уставом; невнесения предусмотренных Уставом и решением общих сборов членов кооператива пая, взносов в полном объеме и в срок, нарушения других обязательств, возложенных на него уставом и решения общего собрания членов кооператива.
Таким образом, Устав ЖСК "Правда" не содержит положений, определяющих условия извещения членов ЖСК о созыве общего собрания и ознакомления с повесткой дня собрания, в связи с чем необходимо руководствоваться общими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 45, 46), предусматривающими условия созыва и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 45 Жилищного кодекса РФ собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно части 3 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Суд первой инстанции, проверяя законность порядка и процедуры проведения общего собрания кооператива установил, что инициаторами проведения общего ЖСК "Правда" были нарушены требования жилищного законодательства, определяющие порядок проведения общего собрания членов ЖСК, поскольку о времени и месте проведения собрания, о вопросах, включенных в повестку дня собрания, истица уведомлена не была.
Доказательств надлежащего извещения истицы о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ, на котором обсуждался вопрос об ее исключении из членов кооператива, ответчиком не представлено, тогда как по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции, установил, что ФИО1 не была извещена надлежащим образом о проведении собрания, что лишило ее возможности участвовать в собрании и представлять свои возражения и обоснованно признал незаконным решение общего собрания членов ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции верно, при этом нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела не допущено, следовательно, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного постановления, поскольку сводятся к изложению правовой позиции ответчика, являвшейся предметом проверки суда первой инстанции, и которой дана надлежащая правовая оценка, при этом они не опровергают выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Правда" без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Р. Лядова
Судьи: А.А. Андрейченко
В.Л. Радовиль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.