Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Андрейченко А.А.,
Устинова О.И.
при секретаре судебного заседания Семашко О.С.
при участии:
представителя истца: К.В.Ю.,
Т.М.А.,
представителя ответчика: Г.В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2016 года по делу N33-2156/16 (N2-2026/2016)
по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго"
к Т.М.А.
о взыскании задолженности за коммунальные услуги по отоплению
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2015 года Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" обратилось в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Т.М.А. о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление в период с 01 февраля 2009 года по 31 июля 2015 года в размере 24350,30 рублей, государственной пошлины в размере 930,51 рублей.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - ГУПС "Севтеплоэнерго") подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик и представитель ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, усматривает оснований для отмены оспариваемого решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные ответчиком доказательства подтверждают обстоятельство того, что Т.М.А. услугу в виде отопления жилого помещения от ГУПС "Севтеплоэнерго" не получал.
Однако необоснованными признаются судебной коллегией выводы суда первой инстанции о том, что Т.М.А. не являлся потребителем услуг по теплоснабжению вследствие отключения квартиры от централизованной системы отопления, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания задолженности, по следующим основаниям.
Так, согласно акту обследования системы ЦО и ГВС Nб/н от 03 февраля 2012 года, составленному КП "Севтеплоэнерго" СГС, по результатам обследования системы ЦО выявлено по кухне, залу, спальне проходят трубопроводы, имеются хомуты, жильцом квартиры N самовольно демонтированы стояки на кухне и в зале, самовольно демонтировал радиаторы на кухне, в зале и спальне (л.д.38).
Комиссией Гагаринской районной государственной администрации города Севастополя по результатам рассмотрения вопроса отсутствия отопления в квартирах N, N жилого дома по "адрес", установлено, что лежаки в N заглушены, теплоноситель в N, N, не подается, демонтирован стояк централизованного отопления по кухне и залу, вследствие чего не получает теплоноситель в "адрес", в результате чего комиссией принято решение Nб/н от 06 марта 2012 года, которым рекомендовано гр. Т.М.А. восстановить систему централизованного отопления согласно принятому решению в межотопительный сезон (л.д.37).
Из акта КП "Жилсервис-5" N б/н от 06 февраля 2014 года следует, что на момент обследования в квартире N по "адрес", отсутствует отопление (приборы отопления отключены) (л.д.39)
13 февраля 2014 года специалистами КП "Жиксервис-5" составлен акт, в соответствии с которым установлено, что квартира N по "адрес", находится в частной собственности гражданина Т.М.А., квартира двухкомнатная расположена на первом этаже двухэтажного дома, приборы центрального отопления демонтированы (л.д.40).
Вместе с тем судебная коллегия обращает внимание, что порядок отключения отдельных помещений жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4.
Для реализации права на отказ от получения услуг централизованного отопления, потребитель для рассмотрения вопроса об отключении потребителя от системы централизованного отопления обязан обратиться с соответствующим заявлением, с указанием причин отключения, в межведомственную комиссию, которая создается по решению органа местного самоуправления или местного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4, межведомственная комиссия, после изучения представленных документов, принимает решение об отключении от системы централизованного отопления, устройстве индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сборе исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации либо об отказе в удовлетворении заявления.
Как указано в пункте 2.5 указанного Порядка отключение помещений от внутридомовых систем централизованного отопления выполняется монтажной организацией, которая реализует проект, при участии представителя собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг по централизованному отоплению.
По окончанию работ, в соответствии с пунктом 2.6 Порядка отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4, составляется акт об отключении жилого помещения от системы централизованного отопления и в десятидневный срок подается заявителем на утверждение межведомственной комиссии.
В материалах дела отсутствуют, а в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлены относимые и допустимые доказательства того, что Т.М.А. получено разрешение постоянного действующей комиссии по отключению потребителей от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения на отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения по адресу: "адрес", а также соблюдения порядка отключения, предусмотренного действующим законодательством, оформления отключения актом обследования системы ЦО и ГВС, составленным специалистами КП "Севтеплоэнерго" СГС.
Относительно порядка отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения после марта 2014 года коллегия судей указывает на следующее.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального Закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Отключение от централизованного отопления и горячего водоснабжения представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о реконструкции внутридомовой системы отопления.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, не допускаются переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного оборудования. Наниматель (собственник) жилого помещения, допустивший такое переустройство, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Переустройство помещения осуществляется с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение по заявлению о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения: заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
Для отключения от ЦО и ГВС, кроме согласования этого вопроса с органами местного самоуправления, Потребителю необходимо также получение на это переустройство согласия всех собственников жилья в многоквартирном доме.
При этом, при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.
Однако, ответчиком также не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении порядка отключения от системы ЦО, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не являлся потребителем услуг, оказываемых истцом, является ошибочным, опровергается материалами дела, поскольку самовольное отключение Т.М.А. от системы централизованного отопления без соблюдения установленного законом порядка отключения не является допустимым доказательством того, что ответчик не получал услуги по отоплению жилого помещения от ГУПС "Севтеплоэнерго".
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Принимая во внимание, что, как следует из материалов дела, ответчиком в суде первой инстанции заявлено о применении исковой давности, суд апелляционной инстанции считает возможным применить к заявленным требованиям в части взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление за период с 01 февраля 2009 года по 31 августа 2012 года, правила статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации об истечении срока исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований в данной части.
Касательно взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг по централизованному отоплению за период с сентября 2012 года по июль 2015 года судебная коллегия отмечает следующее.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что ответчик являлся потребителями услуг по теплоснабжению. Материалами дела подтверждается, что истец в период с сентября 2012 года по июль 2015 года являлся исполнителем услуг по централизованному отоплению, в том числе, предоставлял услуги по теплоснабжению в помещение по адресу: "адрес". Однако ответчик надлежащим образом оплату за предоставленные услуги не осуществлял, вследствие чего возникла задолженность по оплате за коммунальные услуги.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что порядок предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, а также порядок оплаты за оказанные коммунальные услуги за период с сентября 2012 года по март 2014 года был урегулирован нормами законодательства государства Украина.
Одной из основных обязанностей возложенных статьей 24 Закона Украины "О теплоснабжении" на потребителя тепловой энергии является своевременное заключение договора с теплопоставляющей организацией на поставку тепловой энергии.
Пользование тепловой энергией, согласно пункту 4 Правил пользования тепловой энергией, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N 1198 от 03.10.2007, допускается только на основании договора купли-продажи тепловой энергии между потребителем и теплопоставляющей организацией. Договоры заключаются в соответствие с типовыми договорами.
Вместе с тем, статьей 11 Гражданского кодекса Украины установлено, что гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но которые по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются договоры и другие сделки, юридические факты, причинение материального и морального вреда и т.п., а также они могут возникать непосредственно из актов гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N630 от 21.07.2005, плата за предоставленные услуги по централизованному отоплению вносится потребителем согласно показаниям средств учета тепловой энергии или утвержденных нормативов (норм) потребления на основании платежного документа (расчетной книжки, платежной квитанции и т.п.) или в соответствии с условиями договора на установление средств учета.
Обязанность потребителя жилищно-коммунальных услуг, к которым относится и услуга по поставке тепловой энергии, оплатить предоставленную исполнителем услугу закреплена также в статьях 67, 68, 162 Жилищного кодекса Украинской ССР, статье 20 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах".
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Украины, обязательство должно быть выполнено надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям этого Кодекса, других актов гражданского законодательства.
Из материалов дела усматривается, что у ответчика Т.М.А. возникла обязанность своевременно вносить плату за оказанные услуги, поскольку между сторонами сложились фактические договорные отношения.
ГУПС "Севтеплоэнерго" осуществляло предоставление услуг по поставке тепловой энергии, а Т.М.А. получал указанные услуги, официального отказа ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступало, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду также не представлено.
Таким образом, отсутствие между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг договора о предоставлении услуг по тепловой энергии, заключенного в письменной форме не освобождает ответчика от обязанности оплатить оказанные ему услуги, так как данная обязанность возникла у Т.М.А. в силу закона, а поэтому требования истца о взыскании с ответчика задолженности по предоставленным услугам основываются на нормах закона.
Касательно взыскания задолженности за период с марта 2014 года по июль 2015 года судебная коллегия обращает внимание на следующее.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, проживающие в жилом помещении по договору социального найма, равно как и собственники жилого помещения, обязаны своевременно оплачивать получаемые ими коммунальные услуги.
Согласно частям 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений об обращении ответчика к истцу с требованиями о перерасчете платы в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, на основании статей 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, статей 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности погасить задолженность за спорный период в отсутствие заключенного договора на оказание услуг данного вида, поскольку такие отношения сложились между сторонами в силу прямого указания закона.
При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с расчетом задолженности, предоставленным истцом, и считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 18 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотвода, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630, расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Плата за услуги вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, если договором не установлен иной срок.
Пунктом 21 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N630 от 21.07.2005, установлено, что в случае отсутствия в квартире и на вводах в многоквартирный дом средств учета воды и тепловой энергии плата за предоставленные услуги взимается согласно установленными нормативам (нормам) потребления: за централизованное отопление- из расчета за 1 кв. метр (куб.метр) отапливаемой площади (объема) квартиры и дополнительно за превышение расчетной мощности приборов отопления (радиаторов) согласно законодательству.
Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Начисление платы за услуги по теплоснабжению в спорный период осуществлялось на основании решений Севастопольского городского Совета от 13 апреля 2010 года N9918, постановления Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 14 декабря 2010 года N1723, решения Севастопольского городского Совета от 22 февраля 2011 года N424, постановлений Управления по тарифам Севастополя Правительства Севастополя от 26 сентября 2014 года N14/36-тэ, от 18 декабря 2014 года N14/71-тэ.
ГУПС "Севтеплоэнерго" предоставлены сведения о начислении, с учетом утвержденных тарифов, и оплате ответчиком услуг по централизованному отоплению, расчет истца проверен судом, признан обоснованным, доказательств, опровергающих названный расчет, в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции также не представлено.
Таким образом, судебная коллегия усматривает основания для частичного удовлетворения исковых требований и взыскания с Т.М.А. в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" задолженности по оплате услуг по отоплению за период с 01 сентября 2012 года по 31 июля 2015 года в размере 13536,41 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, для отнесения расходов к судебным и наличия оснований для их возмещения необходимо установление их относимости к судебному спору и вынужденности их несения для стороны.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что решение суда состоялось в пользу истца, ГУПС "Севтеплоэнерго" вправе требовать с ответчика возмещения понесенных им расходов. Следовательно, взысканию подлежит государственная пошлина, уплаченная ГУПС "Севтеплоэнерго" при подаче искового заявления с Т.М.А. в размере 541,36 рублей.
Учитывая изложенное, решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2016 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2016 года по делу N33-2156/16 (N2-2026/2016) отменить, принять новое решение:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Т.М.А. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" задолженность по оплате коммунальных услуг за отопление за период с 01 сентября 2012 года по 31 июля 2015 года в размере 13563,41 рублей, государственную пошлину в размере 541,36 рублей.
В удовлетворении иной части исковых требований отказать".
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
О.И. Устинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.