Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Андрейченко А.А. Устинова О.И.
при секретаре судебного заседания Семашко О.С.
при участии:
К.В.П.,
представителя ответчика: Б.Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.В.П. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 апреля 2016 года по делу N33-2167/16 (N2-1840/2016)
по иску К.В.П.
к Военному комиссариату города Севастополя
о признании незаконными действий должностных лиц, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2016 года К.В.П. обратился в Гагаринский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Военному комиссариату города Севастополя, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Военного комиссариата города Севастополя в части касающейся не установления ежемесячной надбавки за выслугу лет, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет и выплату пенсии К.В.П. за период с 02 января 2015 года с учетом ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов к окладу денежного содержания.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
В тексте искового заявления К.В.П. указывает, что проходил военную службу, выслуга лет в соответствии с трудовой книжкой и послужным списком составляет более 24 лет. В августе 2014 года истцу была назначена пенсия по выслуге лет как военнослужащему, выплата которой в настоящее время осуществляется Военным комиссариатом города Севастополя.
Из расчетных листков за январь 2015 года - январь 2016 года усматривается, что Военным комиссариатом города Севастополя в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации, не выплачивается надбавка за выслугу лет в размере 30 процентов к должностному окладу, в связи с чем, истец обратился к ответчику с письменным заявлением об устранении допущенных нарушений, перерасчете пенсии и выплате процентной надбавки за выслугу лет.
Письмами Военного комиссариата города Севастополя от 25 января 2016 года N, от 01 февраля 2016 года N N истцу сообщено, что пенсия за выслугу лет исчислена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и основания для её перерасчёта отсутствуют.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения за судебной защитой нарушенного, по мнению истца, права на получение пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходя из установленных обстоятельств дела и положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Украины не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем размер процентной надбавки за выслугу лет истцу правомерно приведен в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, при апелляционном рассмотрении дела установлено, что истец проходил военную службу в Вооруженных силах бывшего СССР и Украины в период с 31 июля 1990 года по 11 августа 2014 года (запись N в трудовой книжке К.В.П. серии АФ N) (л.д.7).
Согласно извлечению из приказа Министра обороны Украины (по личному составу) N от 29 июля 2014 года капитан 1 ранга К.В.П., начальник отдела ведения штатов и табелей к штатам управления оборонного планирования штаба Командования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, в соответствии с частью 6 статьи 26 Закона Украины "О военной обязанности и военной службе" с учетом требования части 1 статьи 14 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" уволен с военной службы в запас по пункту "г" (в связи с сокращением штатов) (л.д.23).
На основании приказа командующего Военно-Морских Сил Украины Вооруженных Сил Украины от 11 августа 2014 года N К.В.П. исключен из списков личного состава Командования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, снят со всех видов обеспечения и направлен для постановки на военный учет в Приморский районный военный комиссариат города Одесса (л.д.29).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992) и от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение от 15.05.1992).
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В силу статьи 2 указанного Соглашения Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащих, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.
Соглашением от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 "О разъяснении консультативного заключения от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09".
Данное толкование части 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных пунктом 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.
Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть 2) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование части 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Закрепленное в Соглашениях от 14 февраля 1992 года и 15 мая 1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, выслуга лет К.В.П., как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства Российскую Федерацию, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по российскому законодательству.
Во исполнение Соглашения от 15.05.1992 в Российской Федерации 12.02.1993 принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 г. N306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011 г. N 1074.
Статьей 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 1.01.1995 в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Судебная коллегия указывает, что материалами дела бесспорно подтверждается, что пенсия К.В.П. назначена за выслугу лет с учетом выслуги в Вооруженных силах Украины. При расчете процентной надбавки за выслугу лет, что является доплатой к основному размеру начисленной пенсии, военным комиссариатом в соответствии с частью 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года на основании положений пункта 2 Правил исчисления выслуги лет от 21.12.2011 г. N 1074 из выслуги лет истца правомерно исключен период службы в Вооруженных силах Украины с 19 января 1992 года (даты принятия Присяги на верность народу Украины) по 11 августа 2014 года.
При таких обстоятельствах, поскольку в расчет процентной надбавки за выслугу лет истцу правомерно взят период военной службы в календарном исчислении с 31 июля 1990 года по 19 января 1992 года (01 год 05 месяцев), что составляет менее двух лет, которые согласно действующему законодательству Российской Федерации дают право на получение 10-процентной надбавки за выслугу лет, законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о применении к спорным правоотношениям Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку, из содержания данного нормативно-правового акта прямо следует, что он не применяется для исчисления выслуги лет для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, коллегия судей находит решение законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 апреля 2016 года по делу N33-2167/16 (N2-1840/2016) оставить без изменения, а апелляционную жалобу К.В.П. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
О.И. Устинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.