Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Андрейченко А.А.
Устинова О.И.
при секретаре судебного заседания Волотовой А.В.
при участии:
И.Ю.И.,
представителя ответчика: Ю.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу И.Ю.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2016 года по делу N33-2382/16 (N2-1109/2016)
по иску И.Ю.И.
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное)
о назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2016 года И.Ю.И. обратился с данным иском, просил признать за ним право на получение страховой части пенсии по старости с 21 марта 2015 года, обязав ответчика назначить истцу данный вид пенсии.
Требования мотивированы тем, что ответчиком неправомерно отказано истцу в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента на 2015 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19.04.2016 истцу отказано в удовлетворении иска в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, И.Ю.И. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы обращает внимание судебной коллегии на то обстоятельство, что он, являясь гражданином Российской Федерации, с 28 октября 2002 года работал в различных структурах Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированного на территории Украины, при этом гражданства Украины не принимал, в связи с чем полагает, что Черноморский флот Российской Федерации обязан был перечислять страховые пенсионные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании И.Ю.И. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ответчика просил суд апелляционную жалобу И.Ю.И. отклонить, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Коллегия судей, выслушав пояснения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигшие возраста 60 лет, при наличии у них в 2015 году страхового стажа не менее 6 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013г. N400-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении иска, исходил из того, что у истца в паспорте гражданина Российской Федерации отсутствуют сведения о его регистрации на территории города Севастополя на 18.03.2014, а также отсутствует решение суда об установлении факта его проживания на территории города Севастополя на указанную дату.
С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия исходя из следующего.
Суд ошибочно применил к данным правоотношениям положения Федерального закона от 21.07.2014г. N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предметом регулирования которого является реализация прав на пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживавших на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
Судебная коллегия отмечает, что нормы указанного закона являются специальными и не распространяют свое действие на лиц, являвшихся по состоянию на 18 марта 2014 года гражданами Российской Федерации.
Вместе с тем истец, являясь гражданином Российской Федерации, после его исключения из списков личного состава войсковой части 2109 Федеральной пограничной службы Российской Федерации 26.02.2001, с 28 октября 2002 года был трудоустроен в 115 комендатуру охраны и обслуживания управления Черноморского флота Российской Федерации. С указанного времени истец до сегодняшнего дня работает в различных структурах Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированного на территории Украины по 17 марта 2014 года.
Коллегия судей считает необходимым отметить, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) по настоящему делу не учитывает позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанной им в определении от 15.01.2009г. N188-О-П. В данном определении Конституционный Суд Российской Федерации при проверке им конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал на то, что "конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем, чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.
В силу этого, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 июля 2007 года N9-П, различия в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или не исполнил, не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений и до 1 января 2015 года (до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"), закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае самостоятельной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Возможность для граждан Российской Федерации, работающих за пределами её территории добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя предусмотрена пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По смыслу данного нормативного положения во взаимосвязи с частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010), называющим в числе плательщиков единого социального налога организации, и абзацем пятым пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относящим к застрахованным лицам граждан Российской Федерации, работающих за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, модель добровольного участия работника в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию должна применяться только при условии, что обязательное пенсионное страхование не распространяется на него в силу закона или международного договора, то есть в случае, когда он работает у иностранного работодателя на территории иностранного государства, не связанного с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим возможность зачета периодов такой работы в стаж, дающий право на трудовую пенсию, и устанавливающим порядок взаимных расчетов между государствами относительно назначаемых пенсий на условиях пропорционального распределения финансового бремени между бюджетами национальных пенсионных фондов.
По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с из участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N1097 от 29.12.2009г. "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" предусмотрен учет в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в частности, организаций, имеющих такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.
До принятия указанного постановления на войсковых частях и иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных за пределами границ Российской Федерации также возлагалось исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников (включая лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации).
Следовательно, в силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235 в редакции, действовавшей до 01.01.2010) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6), Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (статья 5), российские войсковые части, иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан.
Таким образом, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 10.07.2007г. N9-П, пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям.
При таких обстоятельствах, ссылки Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю на то, что в период работы истца с 2002 года страховые взносы уплачивались работодателем в Пенсионный фонд Украины основаны на ошибочном толковании выше изложенных судебной коллегией правовых норм.
Таким образом, период работы истца, гражданина Российской Федерации с 28.10.2002 по 08.01.2003 в 115 Комендатуре охраны и обслуживания флота, с 09.01.2003 по 02.04.2009 в войсковой части N27159, с 26.05.2010 по 06.09.2012 в войсковой части N22923, дислоцированных на территории государства Украина, должны быть включены в страховой стаж истца и дают ему право на назначение страховой части пенсии по старости вне зависимости от наличия в паспорте гражданина Российской Федерации сведений о регистрации истца на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2016 года по делу N33-2382/16 (N2-1109/2016) отменить, принять новое решение:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать за И.Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на страховую часть пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) назначить И.Ю.И. страховую часть пенсии по старости".
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
О.И. Устинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.