Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Устинова О.И., Бабич В.В.
При секретаре ФИО16
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе К.-Б.А.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
К.В.А.., К.М.А. обратились в суд с иском к К.-Б.А.В.., 3-е лицо ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на долю жилищной субсидии, взыскании стоимости доли субсидии в размере по 1 700 000 руб. в пользу каждого из истцов.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что решением ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ их отцу К.-Б.А.В. при увольнении с военной службы на состав семьи из 7 человек, в том числе и истцов, была выделена субсидия в размере 12 444 547 руб. 50 коп. на приобретение жилья.
Однако, ответчик жилье для истцов, являющихся его детьми от первого брака, не приобретает, чем нарушает их права.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2016 года исковые требования истцов были удовлетворены. Суд постановилрешение, которым взыскал с К.-Б.А.В. в пользу К.В.А. и К.М.А. их доли субсидии в размере по 1 700 000 руб. каждому. Также с ответчика в пользу каждого из истцов были взысканы судебные расходы по 6 900 руб. Кроме того, с К.-Б.А.В. в доход местного бюджета была взыскана государственная пошлина в размере 11 400 руб.
В апелляционной жалобе К.-Б.А.В. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесении по делу нового решения об отказе истцам в иске.
В судебном заседании К.-Б.А.В. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
К.М.А.., ее представители просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
К.В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание также не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к вводу об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе истцам в иске.
Из материалов дела следует, что решением N767 ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 15 декабря 2015 года капитану 3 ранга запаса К.-Б.А.В. на состав семьи из семи человек (самого К.-Б.А.В.., его супругу К.-Б.Н.И.., детей К.-Б.М.А., К.-Б.Р.А.., К.-Б.Я.А.., детей от первого брака, совместно проживающих с отцом К.В.А.., К.М.А..) была предоставлена субсидия в размере 12 444 547 руб. коп. на приобретение жилья.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы считали, что имеют право требовать выдела своих долей из предоставленной истцу субсидии, ссылаясь на то, что последний намерен распорядиться ею по своему собственному усмотрению, от приобретения им жилья уклоняется.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что жилищная субсидия была предоставлена ответчику с учетом истцов, в качестве членов его семьи. Однако, их доли субсидии ответчиком не выплачены. В связи с чем, суд посчитал, что со стороны К.-Б.А.В. имело место неосновательное обогащение. В связи с чем, суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований.Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.
Согласно п. 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Анализ приведенных положений ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N76-ФЗ, названного выше Порядка свидетельствует о том, что обеспечение жильем военнослужащим является одной из социальных гарантий, установленной им государством.
Члены семьи военнослужащего защищены этой гарантией, при условии их совместного проживания. То есть, их право в данном случае на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим.
В тоже время положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих и совместно с ним проживающих членов семьи, не предусматривает выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному из членов семьи получателя субсидии. Предполагается, что субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии у истцов права на получение своей доли субсидии.
Субсидию на приобретение жилья в данном случае нельзя расценивать, как неосновательное обогащение либо иную материальную выгоду военнослужащего, поскольку, как уже указывалась, эта выплата является социальной гарантией именно для военнослужащего. В данном случае ответчик получил ее в установленном законом порядке, с учетом членов семьи, совместно с ним проживающих.
Ссылки истцов на то, что ответчик уклоняется от приобретения жилья за счет предоставленной субсидии, судебная коллегия отклоняет, поскольку материалами дела данные обстоятельства не подтверждаются. Решение о предоставлении ответчику субсидии уполномоченным органом принято 15 декабря 2015 года, обращение истцов в суд с иском последовало 19 февраля 2016 года. Учитывая, незначительный временной период с момента принятия решения и обращения в суд, судебная коллегия не может согласиться с тем, что со стороны ответчика имет место явное уклонение от приобретения жилья.
Доводы истцов о том, что предоставленная ответчику субсидия исключает для них возможность реализовать свое право на жилье, поскольку причитающаяся им субсидия используется ответчиком вопреки их интересам, также подлежат отклонению в связи с недоказанностью, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 мая 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.В.А.., К.М.А. к К.-Б.А.В.., 3-е лицо ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на долю жилищной субсидии, взыскании стоимости доли субсидии - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.