Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Глушенко Н.О.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Стрелкова В.И. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 мая 2016 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к Стрелкову В.И., Стрелковой А.П., Стрелковой О.В., Стрелкову А.В., Стрелковой Ю.В. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что Стрелков В.И., Стрелкова А.П., Стрелкова О.В., Стрелков А.В., Стрелкова Ю.В. незаконно удерживают жилое помещение по адресу: ( ... ). Помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Указанное жилое помещение предоставлено Стрелкову В.И. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от 01 сентября 2014 года N ( ... ) на время прохождения военной службы. Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N ( ... ) от 10 апреля 2015 года ответчикам предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 10370456 руб. 15 апреля 2015 года жилищная субсидия перечислена на банковский счет ответчиков. В соответствии с соглашением о сдаче жилого помещения от 14 января 2015 года N ( ... ) в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, занимаемое служебное помещение по адресу: ( ... ) должно было быть освобождено и сдано ответчиками в установленном порядке в срок до 15 августа 2015 года. До настоящего момента соглашение не исполнено, жилое помещение ответчики не освободили. Истец просил суд истребовать помещение по адресу: ( ... ) из незаконного владения Стрелкова В.И., Стрелковой А.П., Стрелковой О.В., Стрелкова А.В., Стрелковой Ю.В. и прекратить право пользования данными лицами указанным помещением; выселить Стрелкова В.П., Стрелкову А.П., Стрелкову О.В., Стрелкова А.В., Стрелкову Ю.В. из жилого помещения по адресу: ( ... ) без предоставления другого жилого помещения.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Суд прекратил право пользования Стрелкова В.И., Стрелковой А.П., Стрелковой О.В., Стрелкова А.В., Стрелковой Ю.В. жилым помещением, расположенным по адресу: Республика ( ... ), истребовал указанное жилое помещение из незаконного владения.
Выселил Стрелкова В.И., 24 мая 1971 года рождения, Стрелкову А.П., 15 августа 1978 года рождения, несовершеннолетних детей: Стрелкову О.В., 07 сентября 2003 года рождения, Стрелкова А.В., 20 августа 2009 года рождения, Стрелкову Ю.В., 13 июня 2012 года рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: ( ... ) без предоставления иного жилого помещения.
Взыскал со Стрелкова В.И., Стрелковой А.П. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере по 150 руб. с каждого.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам. Указывает на различные понятия реализации права на жилье военнослужащими для постоянного проживания и обеспечение их служебным жильем по месту прохождения военной службы. Правом на предоставление служебных жилых помещений обладают те военнослужащие, которые по месту их военной службы не обеспечены одним из видов жилого помещения, предусмотренного ст. 16 ЖК РФ, в установленных законодательством формах. Поскольку он проходит военную службу г. Петрозаводске, жилым помещением не обеспечен, следовательно как военнослужащий по контракту имеет право на предоставление служебного помещения по месту прохождения военной службы, в связи с чем, факт предоставления жилищной субсидии не может служить основанием для выселения из занимаемого служебного помещения.Так же указывает, что Порядок предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения военнослужащим, который закреплен приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 не предусматривает ни заключение соглашения об освобождении служебных жилых помещений, ни обязательство о сдаче жилого помещения военнослужащими и членами его семьи.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Петрозаводска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку обеспечение военнослужащего жилищной субсидией, реальная возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях в силу получения субсидии, подразумевает под собой обязанность освобождения ранее предоставленного на период военной службы служебного жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Карабань А.В. и прокурор Иовлев Д.С. возражали по доводам апелляционной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета; военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Исходя из положений абз.3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Из приведенных норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Судом установлено, что 01 сентября 2014 года между ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" и Стрелковым В.И. был заключен договор найма служебного жилого помещения N ( ... ), расположенного по адресу: ( ... ). На основании заявления Стрелкова В.И. решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 10 апреля 2015 года N ( ... ) Стрелкову В.И. и членам его семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 10370456,25 руб. Платежным поручением N ( ... ) от 15 апреля 2015 года жилищная субсидия перечислена на банковский счет Стрелкова В.И.
14 января 2015 года между Территориальным отделением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в г. Петрозаводске и Стрелковым В.И. было подписано соглашение о сдаче спорного жилого помещения в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 16 апреля 2015 года N 10-22/0024 Стрелков В.И. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения, в связи с перечислением 15 апреля 2015 года на банковский счет Стрелкова В.И. жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения N ( ... ) от 10 апреля 2015 года. Стрелковым В.И. указанное решение не обжаловалось.
29 июля 2015 года за N ( ... ) Территориальное отделение ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в г. Петрозаводске направило Стрелкову В.И. требование об освобождении служебного жилого помещения. До настоящего времени соглашение от 14 января 2015 года ответчиками не исполнено, жилое помещение не освобождено.
Также судом было установлено, что иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Стрелкову В.И. и членам его семьи, не имеется. Денежные средства, выделенные на приобретение жилья, находятся на счете в банке, ответчик получает по ним проценты по вкладу.
В соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 N 487, жилищный договор расторгается в том числе, в случае: обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Как установлено судом ответчику Стрелкову В.И. на состав семьи из четырех человек для приобретения или строительства жилого помещения предоставлена жилищная субсидия, в связи с его статусом военнослужащего и признанием нуждающимся в жилом помещении. Стрелков В.И. получил субсидию, что означает фактическое обеспечение его и членов его семьи возможностью приобретения жилого помещения для постоянного проживания по месту прохождения службы, обязался в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств на счет. Подписав соглашение, ответчик выразил согласие и принял обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчика и членов его семьи законных оснований для пользования служебной квартирой и обоснованности заявленных требований. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310 ГК РФ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик до настоящего времени продолжает прохождение военной службы по месту нахождения служебного жилого помещения, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку подписав соглашение, ответчик принял на себя обязательства по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии. В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ обязанность гражданина освободить соответствующее жилое помещение связывается с прекращением его права пользования этим помещением или выселением на основании решения суда в случае невыполнения требования собственника соответствующего жилого помещения по освобождению указанного жилого помещения.
Остальные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда. Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 мая 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Стрелкова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.