Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Кудряшовой Е.П., Щепалова С.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по частной жалобе Гуглина Владислава Николаевича на определение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20.05.2016 об отказе в принятии административного искового заявления Гуглина Владислава Николаевича об оспаривании бездействия ГКУ РК "Центр занятости населения г.Сортавала", выраженного в невозобновлении выплаты пособия по безработице, обязании выплатить задолженность по пособию по безработице.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гуглин В.Н. обратился с административным иском об оспаривании отказа ГКУ РК "Центр занятости населения г.Сортавала" в возобновлении выплаты пособия по безработице, обязании выплатить задолженность по пособию по безработице.
Определением судьи в принятии административного иска отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в частной жалобе просит его отменить ввиду нарушения судом норм процессуального права.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.
Судебная коллегия, учитывая характер и сложность разрешаемого вопроса, доводы частной жалобы, полагает возможным рассмотрение настоящего дела без вызова в суд апелляционной инстанции участвующих в деле лиц.
Обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Гуглин В.Н. оспорил бездействие ГКУ РК "Центр занятости населения г.Сортавала", выраженное в невозобновлении выплаты пособия по безработице и просил суд обязать ГКУ РК "Центр занятости населения г.Сортавала" выплатить задолженность по пособию по безработице.
Отказывая в принятии административного иска, судья исходил из того, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судьи по следующим основаниям.
Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулируется КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, регулируются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).
Согласно пункту 2 статьи Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.
Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан (подпункт 7 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о занятости государственная служба занятости населения включает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; государственные учреждения службы занятости населения.
Пунктом 8 Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Минтруда России от 29.06.2012 N 10-н, предусмотрено, что государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и центры занятости населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают и организуют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность центров занятости населения по предоставлению государственной услуги. Центры занятости населения предоставляют государственную услугу безработным гражданам на территории соответствующих муниципальных образований. Предоставление государственной услуги осуществляют работники центров занятости населения, исполняющие функцию по назначению и начислению социальных выплат.
Таким образом, ГКУ РК "ЦЗН г.Сортавала" является организацией, наделенной государственными или иными публичными полномочиями, чьи решения, действия (бездействия) подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства.
По мнению судебной коллегии, на стадии решения вопроса о принятии административного иска к производству суда не усматривается, что в результате рассмотрения спора будет разрешен вопрос о гражданских правах и обязанностях других граждан и организаций, что может повлечь рассмотрение спора в порядке гражданского судопроизводства.
Предметом оспаривания по настоящему спору являются действия должностного лица ГКУ РК "ЦЗН г.Сортавала" по приостановлению социальной выплаты Гуглину В.Н., признанному безработным, и отказу в возобновлении выплаты. Требование о начислении и выплате задолженности по указанному пособию является лишь способом устранения нарушенного права на получение пособия по безработице, а не самостоятельным требованием материального характера.
При таких обстоятельствах вывод судьи о необходимости рассмотрения настоящего спора в порядке гражданского судопроизводства является преждевременным и не соответствует обстоятельствам дела.
С учетом изложенного оспариваемое определение подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 307-317 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20.05.2016 по настоящему делу отменить. Материал по административному исковому заявлению Гуглина Владислава Николаевича об оспаривании бездействия ГКУ РК "Центр занятости населения г.Сортавала", выраженного в невозобновлении выплаты пособия по безработице, обязании выплатить задолженность по пособию по безработице направить в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия административного иска к производству суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.