Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Щепалова С.В., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Егоровой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 10.05.2016 по административному иску Скачковой Ольги Ивановны о признании незаконным отказа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец оспорил отказ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия (далее - административный ответчик, Кадастровая палата) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ХХ.ХХ.ХХ N, просил суд признать его незаконным и обязать Кадастровую палату внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: Республика Карелия, ( ... ), общей площадью ( ... ) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ( ... ).
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Кондрашина С.А. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между административным истцом и администрацией ( ... ) заключен договор аренды земель не сельскохозяйственного назначения от ХХ.ХХ.ХХ N, согласно которому арендатор принял в аренду земельный участок площадью ( ... ) кв.м в районе ( ... ). Договор заключен на ( ... ) лет.
Указанный договор в нарушение статьи 8 ГК РФ и пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не прошел государственную регистрацию.
ХХ.ХХ.ХХ административный истец обратился в Кадастровую палату с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Решением Кадастровой палаты от ХХ.ХХ.ХХ N во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказано, поскольку в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать этот объект недвижимости ранее учтенным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанный договор не был зарегистрирован в установленном порядке, поскольку орган местного самоуправления на момент заключения договора аренды земельного участка уже не являлся органом, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) к ранее учтенным земельным участкам относятся земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, либо земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации.
Таким образом, для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, арендованном административным истцом, как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо, чтобы государственный кадастровый учет указанного земельного участка был осуществлен в порядке, действующим до вступления в силу Закона о кадастре, либо при отсутствии государственного кадастрового учета права на такой земельный участок были зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации с присвоением ему условного номера.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - учреждение юстиции по регистрации прав) на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30.01.1998 N 44 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязанности по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в т. ч. прав аренды недвижимого имущества, сервитутов и других обременений, по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое и сделок с ним, по организации системы информации о недвижимом имуществе, по предоставлению заинтересованным организациям и лицам соответствующей информации возложены на Центр по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Республики Карелия.
Как следует из материалов дела, в отношении земельного участка площадью ( ... ) кв.м в районе ( ... ) ранее государственный кадастровый учет не осуществлялся. Права на него в соответствии с Законом о регистрации не зарегистрированы, условного номера не присвоено, межевание не производилось.
Следовательно, указанный земельный участок в силу части 1 статьи 45 Закона о кадастре к ранее учтенным земельным участкам отнесен быть не может.
Согласно пункту 2 части 17 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, оспариваемое решение Кадастровой палаты вынесено в пределах установленной компетенции, в соответствии с законом и прав административного истца не нарушает.
При этом судебная коллегия учитывает, что административный истец вправе сформировать земельный участок путем проведения соответствующих кадастровых работ с последующим предоставлением в Кадастровую палату заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет и межевого плана.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 10.05.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.